2021-04-07_14-40-37

Советский ас так и не ставший при жизни Героем

Владимир Бобров — один из лучших советских лётчиков-истребителей, сбивший в двух войнах более 60 вражеских самолётов, но по непонятным причинам так и не ставший при жизни Героем Советского Союза.

Непросто найти второго такого лётчика, в чьей лётной книжке Великая Отечественная война обозначилась бы более полно: он воевал на 6 фронтах, командовал двумя прославленными Гвардейскими полками. Сбив неприятельский истребитель в небе Прибалтики ранним утром 22 Июня 1941 года, последнюю победу одержал над Прагой 9 Мая 1945 года в 12 часов 40 минут. Воспитал 31 Героя Советского Союза, а сам при жизни так и не получил этого неоднократно заслуженного звания.

Он родился 11 Июля 1915 года в Луганске в семье рабочего. Окончил 10 классов в 1930 году и, с Января 1931 года по Декабрь 1932 года учился в школе ФЗУ при заводе № 60. Затем, до Августа 1934 года работал литейщиком и слесарем — бригадиром на Луганском паровозостроительном заводе. С 19 Августа 1934 года стал служить в Красной Армии и учиться в 11-й Ворошиловградской военной школе лётчиков имени Пролетариата Донбасса. После окончания школы в Ноябре 1936 года, в звании Лейтенанта служил младшим лётчиком 57-й ИАЭ 142-й ИАБ Белорусского военного округа.

Своё боевое крещение Владимир Бобров получил, когда ещё пламя войны не бушевало над нашей Родиной. Он был одним из многих лётчиков — добровольцев, мужественно сражавшихся с фашистскими пилотами в небе Испании. 25 нашим добровольцам, прибывшим в Марте 1938 года на пароходе «Кооперация» ( под командованием В.Ф. Родина ), засиживаться не пришлось. Время торопило: противник безнаказанно бомбил мирные города и села, убивая ни в чём не повинных людей.

Лейтенант В. Бобров ( имел псевдоним «Вольдемар Борисовский» ), как и другие советские лётчики, имел хорошую лётную и воздушно — стрелковую выучку, быстро освоился с фронтовой жизнью и вместе с испанскими лётчиками с первых же воздушных боёв активно включился в работу эскадрильи. Его самолёт всё чаще появлялся во фронтовом небе. Владимир не знал страха перед «Мессерами» и «Фиатами». Он на большой скорости врывался в боевые порядки «Юнкерсов», обстреливая их из пулемётов.

К концу пребывания в Испании у 23-летнего Владимира Боброва на счету числилось уже 17 воздушных побед, одержанных лично и в составе группы. Уже тогда в полной мере проявились и его индивидуальное воинское мастерство, и незаурядная тактическая одарённость, большие организаторские способности.

Возвратился он домой с орденом Красного Знамени на груди. С той поры крепко запомнил: порох в пороховнице надо всегда держать сухим. И готовил своих подчинённых к решающим боям, передавая им свой богатый боевой опыт, полученный в небе Испании…

Великая Отечественная война застала его на Западной границе. 22 Июня 1941 года в 4 часа 30 минут командир эскадрильи 237-го ИАП Капитан В.И. Бобров снова поднял по тревоге свой истребитель в воздух, но теперь уже в своём небе и вступил в бой с хорошо знакомыми ему самолётами Люфтваффе. Уже через 10 минут на самолёте Як-1 ( их полк одним из первых в Советских ВВС получил эти машины ), он одержал свою первую победу в этой войне. А в скором времени, в одном из последующих вылетов, его истребитель будет подбит и Владимир Бобров, раненый и обожжёный, очнётся на госпитальной койке.

После выздоровления отважный лётчик — истребитель прошёл долгий путь жестоких боёв и побед. С Февраля 1942 был командиром эскадрильи 521-го ИАП. Воевал на Калининском фронте, участвовал в боях под Москвой. 19 Мая 1942 года ему присвоили звание Майора.

Вспоминает известный лётчик — истребитель, Герой Советского Союза, А.Я. Баклан:

«Осенью 1941 года в полк прибыл новый комэск — Владимир Иванович Бобров, снискавший славу отважного воздушного бойца ещё в Испании, где сбил лично и в группе 17 вражеских самолётов. Появилось в полку и ещё одно новшество — реактивные снаряды, подвешиваемые под крыльями «Яков».

Советский ас так и не ставший при жизни Героем
Владимир Иванович Бобров

Как — то летели мы в паре с комэском… и повстречали тоже пару Ме-109. Мы имели преимущество, находясь выше противника и на солнечной стороне. Бобров выпустил РС и надо же: попал точно по «Мессеру». Тот, конечно, сразу развалился на куски».

С апреля по октябрь 1942 года командовал 521-м ИАП. Воевал также на Северо-Западном фронте, где командовал 21-м ИАП ( в Ноябре — Декабре 1942 года ) и 161-м ИАП ( командовал 19 декабря 1942 года по февраль 1943 года ).

Во время воздушного боя 23 Января 1943 года был сбит и получил лёгкое осколочное ранение в грудь, некоторое время не летал.

4 апреля 1943 года майор В.И. Бобров был назначен командиром 27-го истребительного авиаполка на Воронежском фронте, где «состоялись» такие выдающиеся асы, как Николай Гулаев и Фёдор Архипенко.

В мае 1943 года обстановка на Восточном фронте вновь накалилась: потерпев поражение на Волге, немцы попытались взять реванш на Курской дуге. Надо было сорвать их попытку захватить стратегическую инициативу. Бобров получил приказ: «Нельзя пропустить в тыл ни одного воздушного разведчика!»

Эту ответственную задачу лётчики 27-го полка решили успешно. С 10 мая по 5 июля, вплоть до начала наступления немецких войк, полк сбил 23 самолёта — разведчика. Часть экипажей всегда находилась в готовности №1. У самой линии фронта противника встречали истребители, вылетавшие из засад, близ переднего края. Кроме того, всегда были начеку и экипажи, базировавшиеся на основном аэродроме. Таким образом, немецкие разведчики попадали в своеобразные клещи, вырваться из которых было невозможно.

Удручённый неудачами, враг, по-видимому, решил во что бы то ни стало отомстить нашим истребителям. Вечером 14 мая, на подходе к аэродрому Грушки, где находился 27-й полк, показалась группа бомбардировщиков Ju-87. Немцы, конечно, рассчитывали застать наших лётчиков врасплох. Но недаром говорят: «Где бдительность есть, там врагу не пролезть». Звено истребителей, которое барражировало в воздухе, сразу же получило приказ перехватить вражеские бомбардировщики. Оно нанесло по врагу внезапный удар. Строй «Юнкерсов» дрогнул, и они в беспорядке стали сбрасывать бомбы за пределами аэродрома. Воспользовавшись замешательством неприятеля, в воздух поднялась дежурная эскадрилья. Ей пришлось вступить в бой с Me-109, спешившими на помощь бомбардировщикам.

В этой схватке пополнили свой боевой счёт лётчики В.А. Карлов, Л.В. Задирака, М.В. Бекашонок, Чепинога, В.Г. Кармин и командир полка В.И. Бобров. Каждый из них сбил по самолёту противника. Ни одному Ju-87 не удалось уйти за линию фронта или хотя бы дотянуть до своего переднего края.

Особенно отличился Николай Дмитриевич Гулаев, ставший впоследствии дважды Героем Советского Союза. Он сбил 2 бомбардировщика, а когда выяснилось, что боеприпасы кончились, — пошёл на таран. И третий «Юнкерс», потеряв управление, полетел в последнее пике. Гулаев же, благодаря замечательной выдержке и самообладанию, сумел посадить израненную машину близ переднего края.

Лётчики 27-го ИАП особенно отличились в битве на Курской Дуге, где тогда за период с 5 июля по 5 августа 1943 года сбили в воздушных боях 88 самолётов противника (19 из них — 5 июля!).

В книге «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», на странице 225 есть следующее сообщение, относящееся к тому периоду:

«6 июля 1943 года выполняя задачу по прикрытию с воздуха наземных войск, сражавшихся на Курской Дуге, 10 советских истребителей, возглавляемых командиром 27-го ИАП подполковником В.И. Бобровым, вступили в бой с 27 бомбардировщиками Ju-87 и 12 истребителями Ме-109. Каждый наш лётчик в этом бою сбил по вражескому самолёту. Выполнив задачу, группа без потерь возвратилась на свой аэродром».

14 августа 1943 года В.И. Боброву присвоено звание подполковник.

За успехи в воздушных боях Указом от 8 октября 1943 года 27-му истребительному авиаполку было присвоено звание 129-го Гвардейского. Словно отмечая это торжественное событие новыми успехами, 20 октября Владимир Бобров уничтожил в одном бою сразу 2 пикировщика Ju-87.

По февраль 1944 года командовал полком, участвовал в боях за освобождение Украины, воевал на 2-м Украинском фронте. Затем был отстранён от занимаемой должности и назначен инспектором — лётчиком по технике пилотирования 190-й ИАД.

Известный лётчик — ас, Герой Советского Союза Фёдор Фёдорович Архипенко, вспоминая о тех днях пишет:

«О командире 129-го ГвИАП подполковнике Боброве Владимире Ивановиче скажу — энергичный, колготной, правда, но был он хороший лётчик и блестящий боец, участник боев ещё в Испании, а как человек добрый и сердечный… Накануне перелёта полка в Кировоград что-то не поладил он со своим заместителем майором Овчинниковым и его сняли, переведя в другую дивизию нашего корпуса. Очень жалко было нам потерять такого командира, каким был Владимир Бобров в то трудное время».

Действительно, личная неприязнь некоторых крупных военных чинов долгое время преследовала Боброва. В начале 1944 года он без достаточных оснований был снят с командования полка ( с апреля по май 1944 года находился в резерве отдела кадров 5-й Воздушной армии ), и лишь несгибаемый рыцарь А.И. Покрышкин взял на себя смелость пригласить Боброва в свою прославленную 9-ю Гвардейскую истребительную авиационную дивизию.

С мая по сентябрь 1944 года командовал эскадрильей в 104-м Гвардейском ИАП, затем до конца войны был командиром этого полка. Воевал в Крыму и Молдавии, участвовал в Ясско — Кишиневской и Сандомирской операции, освобождал Польшу. Участвовал в боях над Германией и Чехословакией. Его ведомым долгое время был Михаил Девятаев, сбивший 9 самолётов противника и улетевший из плена на немецком бомбардировщике He-111.

Летом 1944 года наши войска вели упорные бои в районе Львова. Отличный бой провела 13 июля группа из трёх звеньев под командованием П.П. Крюкова. Прикрывая наземные войска, она была наведена с КП дивизии на группу из 9 бомбардировщиков Не-111, шедших без истребительного прикрытия. Наши лётчики атаковали противника и добились полной победы — 6 самолётов были сбиты, а 3 подбитых — совершили вынужденные посадки в расположении наших войск. В этом бою Павел Крюков сбил 3 самолёта, а Владимир Бобров — 2.

В конце июля 1944 года группа из 12 «Аэрокобр» 104-го ГвИАП под командой Л.И. Горегляда вылетев на задание, обнаружила в районе Броды 4 девятки бомбардировщиков Ju-87 в сопровождении 16 FW-190. Наши лётчики разделившись на 2 группы атаковали врага. Неожиданно свалившись сверху, Горегляд последовательно сбил 2 «Юнкерса». Бобров своей шестёркой нанес удар по второй девятке и, сбив одного, сразу же устремился на «Фоккеров», связав их боем. Этим воспользовалась группа Горегляда и в короткий период сбила ещё 3 Ju-87. Бомбардировщики, сбросив свой груз неприцельно, стали поспешно уходить на запад. Потеряв двух «Фоккеров», вражеские истребители также вышли из боя.

В совершенстве владея «Аэрокоброй», Бобров продемонстрировал своё высокое боевой мастерство и в сентябре 1944 года, когда в паре с Павлом Крюковым они буквально растерзали группу бомбардировщиков Не-111, уничтожив по 3 грозные машины…

…Когда 1-й Украинский фронт повернул на Прагу, 104-й Гвардейский Краковский орденоносный полк получил боевое задание по «зачистке» воздуха от фашистских самолётов. 9 мая 1945 года около 12 часов дня в полк поступил приказ: подняться в воздух и нести патрульную службу над Прагой в течение часа. Ведущий ударной группой был Владимир Бобров. Станция наведения передала:

  • Над Прагой корректировщик, высота 3500 метров.

Вскоре Бобров увидел прямо перед собой FW-189, корректирующий огонь немецкой артиллерии. Бобров ринулся на врага, увлекая за собой звено. Это была последняя победа лётчика.

Итоги его боевой деятельности в период Великой Отечественной войны, по различным источниках, весьма неоднозначны. По документам, официально опубликованным в советские времена, Гвардии подполковник В.И. Бобров, с учётом поездки в Испанию, совершил 577 боевых вылетов. Проведя 159 воздушных боёв, сбил 43 самолёта лично и 24 в группе. 11 августа 1944 года командир 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии Гвардии полковник А.И. Покрышкин представил В.И. Боброва к званию Героя Советского Союза за 24 лично сбитых самолёта и 18 в составе группы.

Взяв за основу исправленные данные по Испании (4 + 13 побед) и официальные данные по Великой Отечественной войне (30 + 20 побед), получим в итоге 67 (34 + 33) побед В.И. Боброва в 2-х войнах. [ Согласно данных М.Ю. Быкова за время Великой Отечественной войны он выполнил 451 боевой вылет, провёл 112 воздушных боёв, сбил 23 самолёта лично и 11 в группе. Таким образом, на его счету 27 личных и 24 групповые победы: 4 + 13 в Испании и 23 + 11 в ВОВ.]

Как бы там ни было, в любом случае, этих побед с лихвой хватало на звание дважды Героя Советского Союза! Но единственная «Золотая Звезда» была присвоена ему лишь в 1991 году, 20 лет спустя после смерти.

За участие в Великой Отечественной войне был награждён орденом Ленина (27.04.1942), двумя орденами Красного Знамени (11.08.1943 и 1.05.1945), орденами Суворова 3-й степени (18.05.1945), Отечественной войны 1-й степени (29.01.1944), Александра Невского (25.09.1945), медалями «За боевые заслуги» (3.11.1944), «За победу над Германией» (9.05.1945), «За взятие Берлина» (9.06.1945), «За освобождение Праги» (9.06.1945).

За выслугу лет был награждён орденами Красного Знамени (5.11.1954), двумя орденами Красной Звезды (15.11.1950 и 16.10.1957), медалями «30 лет Советской Армии и Флота» (22.02.1948), «40 лет Вооружённых Сил СССР» (22.02.1958).

Список известных побед Гвардии подполковника В.И. Боброва

Советский ас так и не ставший при жизни Героем

30 Июля 1960 года вышел в отставку. Окончив юридический институт, работал заместителем директора Харьковского института «Гипрокомунстрой». Проживал в Харькове (Украина). Умер 28 Февраля 1970 года.

При жизни вновь неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза, однако главные маршалы авиации (Новиков, а потом и Вершинин), «от представления воздерживались». Лишь 20 марта 1991 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза с награждением орденом Ленина. Столь позднее присвоение этого высокого звания, по всей видимости, связано с тем, что В.И. Бобров неоднократно имел взыскания по службе. Кроме того, ещё в мае 1944 года он был исключён из членов ВКП(б) с достаточно красноречивой формулировкой «за недостойное поведение в быту и нарушение партийной этики». Лишь в марте 1945 года, за большие боевые успехи, его восстановили в партии с сохранением прежнего стажа.

Поделиться ссылкой: