img_70

Мастер атаки с бреющего полёта

Всего звания Героя Советского Союза за подвиги, совершённые на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, удостоены 11 635 воинов армии и флота, партизан и подпольщиков.

Воздушные асы А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб – трижды. 115 человек – дважды. Среди Героев Советского Союза свыше 8400 воинов Сухопутных войск, почти 2300 авиаторов, более 500 военных моряков.

В числе тех, кому мы ещё можем поклониться за радость жизни на свободной земле, – фронтовой лётчик-ас Герой Советского Союза полковник авиации в отставке Николай Оловянников. Удивительно, но за всю свою боевую биографию он ни разу не был сбит и виртуозно миновал вражеские пули.

Первый боевой вылет Оловянникова состоялся 12 июля 1943 года. То был восьмой день боёв на Курской дуге. Советские пилоты сражались умело и мужественно. Это признавал и враг. Гитлеровский генерал Фридрих Вильгельм фон Меллентин после войны, имея в виду начальный период битвы, признавал, что «русские лётчики, несмотря на превосходство в воздухе немецкой авиации, проявили исключительную смелость».

Эту оценку можно отнести и к Николаю Оловянникову. В бою он делал по нескольку заходов на цель, уничтожая технику и живую силу врага. За лето 1943 года им лично было уничтожено шесть полевых орудий, 17 автомашин, взорвано два моста, сбит самолёт «фокке-вульф».

За десять успешных боевых вылетов, выполненных в период сражения на Курской дуге, Николай был награждён орденом Красной Звезды.

Затем лётчик участвовал в наступательных операциях советских войск по освобождению Ярцева, Смоленска, Орши, Витебска. В дивизии его называли мастером ударов с бреющего полёта, специалистом по точечным целям.

К августу 1944 года командир звена 312-го штурмового авиационного полка 233-й штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта лейтенант Оловянников совершил 100 боевых вылетов, уничтожил два самолёта врага на аэродромах, пять танков, 15 железнодорожных вагонов, много другой военной техники и живой силы противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Оловянникову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Мастер атаки с бреющего полёта
Старший лейтенант Николай Оловянников, 1944 год

«Иной раз на фронте казалось, что до Победы дожить невозможно – очень трудно приходилось, не раз попадал в настоящую мясорубку, – говорит Николай Ефимович. – Но в том, что в конце концов победим, не сомневался никто. Это придавало силы и мужества в критические моменты».

Штурмовики всегда несли большие потери. Такова специфика их работы. Можно сказать, участь. Во время штурмовки «летающий танк» идёт строго на цель, не жалея ни снарядов, ни патронов, ни «эрэсов». Идёт не сворачивая, иначе цель останется непоражённой, а боевая задача невыполненной. По нему с земли и с воздуха бьют тоже со всех стволов, которых у противника куда больше, чем у него. Потому-то считалось счастьем, если лётчику-штурмовику удавалось довести число боевых вылетов до двух десятков. Выбирали эту «норму» далеко не все.

Оловянникову посчастливилось довести этот счёт до цифры 212. И за каждым боевым вылетом – поединок с врагом, риск, смертельная опасность. Вот только один боевой эпизод в Белоруссии. «Это было летом 1944 года, – возвращается мыслями в прошлое фронтовик. – На реке Березине моему звену дали задание разрушить мост. Мы успешно перешли линию фронта и зашли с западной стороны, чего немцы не ожидали. Сбросили бомбы, и мост рухнул. У противника паника. Заговорили зенитки, но было поздно. Мы снизились до высоты бреющего полёта и, прикрываясь складками местности и лесом, вернулись без потерь. Только приземлились и ещё не заглушили моторов, как вновь задание: вылететь на то же место на уничтожение техники и живой силы противника».

Особенно запомнился ветерану его 200-й вылет: «Весна 1945 года, началась Берлинская операция. Мы к ней усиленно готовились, изучили район боевых действий. На следующий день должны были брать Берлин. Волнение – не передать какое, ведь война подходила к концу, мы у фашистского логова. Наступило утро, а погода нелётная. К 11 часам небо постепенно прояснилось. Лётчиков стали отправлять на задания, а меня не вызывают, хотя я специально маячил перед командиром полка. У нас в авиации существует такое правило: никогда самому не напрашиваться на вылет. Это плохая примета. Наконец и я получил боевое задание. Форсировав Одер, наши солдаты создали небольшой плацдарм. Немцы решили сбросить красноармейцев в реку. Командир полка приказал мне за 25 минут подавить артиллерию и огневые точки врага. Когда я подходил к цели, по нашей группе из восьми самолётов открыла огонь немецкая зенитная артиллерия. Чтобы не сбили, стал маневрировать, ушёл от обстрела, затем подавил зенитную артиллерию. Потом начал уничтожать огневые точки противника. На бреющем полёте мы расстреливали фашистов в окопах до тех пор, пока не кончились патроны.

С боевым заданием справился на пять минут раньше. По радио мне передают, чтобы возвращался обратно в часть. Но у меня ещё оставалось время. На малой высоте я пролетел над Одером. Вижу: на лодках и на плотах переправляются наши солдаты. Я им помахал плоскостями, а они мне в ответ подбросили свои шапки. Только после этого полетел на аэродром. Подхожу и вижу, что на земле красное полотно метров на пятнадцать, на нём написано: «Приветствуем Оловянникова, совершившего 200-й вылет!» Тогда член Военного совета 4-й воздушной армии генерал-лейтенант авиации Ф.Ф. Веров приказал командиру полка оформить на меня документы на вторую Звезду Героя. Но её я в итоге так и не получил».

Свой последний боевой вылет Николай Ефимович совершил 7 мая. В Балтийском море, в порту Свинемюнде, что севернее Берлина, немцы погружали на корабли технику и личный состав. Бежать по суше им уже было некуда, вот они и рассчитывали вырваться из западни по морю. Задача Оловянникова была разбомбить корабли и технику в порту. Советский лётчик, когда возвращался после успешного выполнения задания и пролетал через немецкие города и населённые пункты, видел, что в окнах домов вывешены белые флаги в знак капитуляции. В этой победе над сильнейшим врагом был и его немалый вклад.

После войны лётчик-штурмовик продолжил службу в рядах Военно-воздушных сил СССР. В 1950 году он окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава, а в 1956-м – Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского.

Уволившись в запас, Николай Ефимович долгие годы трудился в Московском институте нефтехимической и газовой промышленности, пользовался большим уважением.

Мастер атаки с бреющего полёта
Герой Советского Союза полковник авиации в отставке Николай Оловянников

22 декабря ветерану исполнится 98 лет.

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда»

Поделиться ссылкой:

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.