2020-06-08_11-24-34

«Маневр и огонь!» — тактика аса Петра Покрышева

Петр Покрышев родился 24 Августа 1914 года в селе Голая Пристань, ныне гор. Голопристанский Херсонской обл, в семье крестьянина.

"Маневр и огонь!" - тактика аса Петра Покрышева

Окончил школу ФЗУ. В 1934 году поступил в ВВС и закончил Одесскую школу пилотов, год спустя. Боевое крещение принял во время Советско — Финляндской войны 1939 — 1940 гг.

18 Декабря 1939 года у Выборга финские истребители атаковали группу советских бомбардировщиков. Им на помощь вылетела эскадрилья 7-го ИАП КБФ. Не найдя противника, она занялась штурмовкой железнодорожных составов. Неожиданно в воздухе появились 3 финских «Фоккер Д-21». Лейтенант Покрышев первым заметил опасность и развернул свое звено навстречу противнику. После упорного боя ему удалось сбить ведущего финской группы. Бой проходил над территорией противника, который открыл по нашим самолетам сильный зенитный огонь. Один снаряд попал в машину Покрышева — она загорелась. Но летчик сумел посадить ее на лес и остался жив.

Упорный бой эскадрилья 7-го ИАП во главе с Ф.И.Шинкаренко провела с группой финских истребителей 23 Декабря. В этом бою Петр Покрышев добился новой победы. По одному самолету сбили также А.Д.Булаев, Г.П.Ларионов и другие летчики. Всего же противник потерял в этом бою 10 машин.

22 Июня 1941 года, Старший лейтенант Покрышев встретил в 154-м ИАП, расположенном под Ленинградом. Уже 25 Июня, на своем И-16, он одержал 1-ю победу в этой войне — сбил разведчик Ju.88. Две последующие победы были одержаны 29 Июня и 3 Июля 1941 года.

Лето и осень 1941 года были тяжелым временем для Советских ВВС. Под командованием Майора Йоханнеса Траутлофта, эскадра JG 54 «Gruneherz» — одна из лучших в Luftwaffe, вела тяжелейшие бои над Ленинградом. Но одно из Советских Истребительных подразделений — 39 ИАД, довольно успешно действовало даже против таких опытнейших немецких летчиков.

В течение Августа 1941 года, 39-я ИАД претендовала на половину из 213 сбитых немецких самолетов в этом районе. Петр Покрышев содействовал этому — 4 личными победами. За успехи в течение первых, самых трудных месяцев войны, его назначили Комэском 154-го ИАП (Командир — Полковник Матвеев А.А.), одним из первых получивший по Ленд-Лизу Американские истребители Curtiss P-40 «Томахаук».

"Маневр и огонь!" - тактика аса Петра Покрышева

17 Декабря 1941 года, пять «Томахауков» P-40B под командой Покрышева вылетев на сопровождение группы транспортных самолетов, были атакованы девятью Bf.109F. В ходе боя, Покрышеву удалось сбить один самолет. Пилот немецкого истребителя (командир I-й Группы JG 54, хауптман Юлиус фон Селла) имел 15 побед, отметки о которых были нанесены на руле поворота его машины.

В течение зимы 1941 — 42 гг, «Томагавки» 154-го ИАП занимались прикрытием «Дороги жизни», связывающей Ленинград с Большой Землей. В течение 1942 года, полк получил новые P-40E «Warhawk». Одна из машин, с «Белым номером 50», досталась и Покрышеву. 24 и 25 Апреля 1942 года «uftwaffe предприняли массированные налеты 165 бомбардировщиков и истребителей прикрытия на гавани Кронштадта. Им противостояли пилоты 154-го ИАП. В напряженных воздушных боях за эти дни, было сбито и повреждено 35 немецких самолетов при потере 5 наших истребителей. Это поражение заставило Немецкое командование отказаться от дальнейших налетов на Кронштадт.

Петр Покрышев не только воевал, он экспериментировал, искал возможности повышения эффективности боевого применения истребителей, в частности пары. Так, Главный Маршал авиации А.Новиков, бывший в первые месяцы войны Командующим ВВС Ленинградского фронта, рассказывая о рождении нового боевого порядка истребителей, вспоминал:

«Первыми систематически применять боевой порядок «пары» стали Петр Покрышев и Андрей Чирков. Кстати, Покрышев предложил перейти на пару еще во время войны с Финляндией, доказывая преимущества пары перед звеном из 3-х самолетов. Но тогда этот вопрос повис в воздухе — переход к «паре» во многом менял тактику воздушного боя, требовал от ведущего и ведомого абсолютной синхронности и согласованности в действиях…».

Покрышев довел эти элементы до совершенства. Он был одним из первых, кто ратовал за широкое применение единой системы наведения и оповещения истребителей по радио: «…без твердой связи в парах и группах между собой и землей, нечего и думать о завоевании господства в воздухе…» Все о чем мечтал Петр Покрышев, уже вскоре было внедрено в боевую практику нашей истребительной авиации.

К Июлю 1942 года, Покрышев совершил 211 боевых вылетов, провел 38 боев и сбил 11 самолетов лично и 7 в группе. В течение лета и осени 1942 года, он удвоив свой счет, внес достойную лепту в деятельность полка, который в Ноябре 1942 года получил звание «Гвардейского» (29-й ГвИАП). Успехи Покрышева были впечатляющими: в течение 282 боевых вылетов до Февраля 1943 года, он провел около 50 воздушных боев, в которых сбил 29 самолетов противника (7 из них, в группе с другими пилотами).

10 Февраля 1943 года, ему было присвоено звание Героя Советского Союза за победы одержанные к Июлю 1942 года. Весной 1943 года, все P-40 были переданы в 196-й ИАП, а полк получил новые Як-7Б. 13 Июля 1943 года комэск 29-го ГвИАП Петр Покрышев сбил в районе Ленинграда Fw.190 из JG 54. Его пилотом оказался 32-летний оберфельдфебель Петер Бремер (имевший 40 побед), из штабного штаффеля, прозванный «лисом» за соответствующие качества характера. Он попал в плен, после вынужденной посадки на советской территории.

В Июне 1943 года, Петр Покрышев, теперь уже Майор, принял командование 159-м ИАП летающим на истребителях Ла-5. В этом полку он и закончил войну, заработав репутацию не только отличного пилота, но и грамотного руководителя. Примером проявления личного мужества, выдержки и самообладания в воздушном бою, мастерского владения маневром и огнем может служить следующий эпизод из боевой практики Покрышева.

Он летел принимать полк один, без прикрытия, и встретил звено вражеских бомбардировщиков. Стремительная атака — и «Хейнкель», объятый пламенем, пошел к земле. В это время со стороны солнца появилось 6 FW.190. Теперь Покрышев атакует истребители. И один из них разделяет участь бомбардировщика. Но к оставшейся пятерке подходит еще пара вражеских истребителей. И они все устремляются к самолету Покрышева. Связав их боем, летчик постепенно подвел «Фоккеры» к своему аэродрому, где по ним ударили зенитки. Сам же он благополучно приземлился.

6 Сентября 1943 года, во главе двух пар истребителей, Покрышев прикрывал наши наземные войска. В это время в небе появилось 12 «Юнкерсов» под прикрытием четверки Bf.109. Обманув вражеских истребителей, Покрышев атаковал бомбардировщики и сбил 2 «Юнкерса». Наша группа потерь не имела.

«Маневр и огонь ! — писали фронтовые газеты, — в этом сила Покрышева.» Сам он называл маневр своей левой рукой, которой «хватал врага за горло», а огонь — правой, которой «насмерть пронзал его».

В своих последних 27 боях, Покрышев уничтожил еще 18 немецких самолетов. 24 Августа 1943 года он был представлен ко второй Золотой Звезде Героя Советского Союза за победы одержанные к Февралю 1943 года. Вскоре после этого, Петр Покрышев получил серьезную травму. В одном из учебных полетов на самолете УТИ-4 (двухместный вариант И-16) вместе с пилотом Кудрявцевым, двигатель неожиданно загорелся на высоте 400 метров. Они попытались дотянуть до аэродрома, но не сумели…

"Маневр и огонь!" - тактика аса Петра Покрышева

Но карьера Петра Покрышева на этом не закончилась. Авиационный конструктор Александр Яковлев, на присужденную ему премию, приобрел специально подготовленный Як-9 для травмированного Покрышева и, уже в Октябре 1943 года, торжественно вручил его отважному летчику (фото слева).

На этой машине Петр Афанасьевич провоевал до конца войны. Под его командованием, 159-й ИАП стал одним из лучших в наших ВВС. Среди его пилотов были такие известные Асы, как Владимир Серов (41 победа) и Петр Лихолетов (25 сбитых лично и 5 в группе). За активное участие в боях за Эстонию и освобождение ее столицы, 159-й ИАП получил наименование — Таллинский.

Петр Покрышев был награжден Орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Красной Звезды (дважды) и Отечественной Войны 1-й Степени. Войну закончил с 38 персональными и 8 групповыми победами (в т.ч. 2 сбитых в Финскую), одержанными в более чем 300 боевых вылетах и 77 воздушных боях.

Петр Покрышев оставался на службе и после окончания войны. В 1954 году он закончил Военную Академию Генерального Штаба. Затем, служил в войсках ПВО. С 1961 года Генерал — Майор Покрышев — в отставке. Работал Начальником Ленинградского Аэропорта. Был Депутатом Верховного Совета СССР 3-го созыва. Умер 22 Августа 1967 года. Похоронен в Голой Пристани.

Поделиться ссылкой:

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.