2020-06-02_14-28-54

Один против стаи хищников, таков закон отважных!

В бою, 6 августа на одного советского летчика Михаила Баранова пришлось пять Мессершмиттов, и семь Юнкерсов! Это была небывалая смелость и героизм!…

Свою первую победу молодой лётчик одержал 22 сентября 1941 года, сбив истребитель Ме-109. Радость его была беспредельна. Он улыбался, потирал руки и говорил сам себе: «Ура! Есть один! Молодец, Миша! Угробил гада! Читай газеты, мама, читай газеты!»

Худенький 20-летний мальчишечка радостно смотрит на нас с фотографий первых военных лет. Меньше всего в нём видится грозный воздушный боец, скорее, весёлый заводила, выдумщик, шутник и организатор смешных проказ. Но этот мальчик был виртуозным лётчиком, мастером воздушной стрельбы, получившим от Бога не только редкостные физические качества, но и талант тактика.

Один против стаи хищников, таков закон отважных!
Михаил Дмитриевич Баранов

Известно, что за ним специально охотились немцы. Их асы были намного опытнее Михаила, авиация Германии в то время господствовала в воздухе, а новые модификации вылизанных «Мессеров» превосходили его «Як» по многим параметрам, но сбить его под Сталинградом им так и не удалось…

В августе 1942 года на подступах к Сталинграду каждый день шли ожесточённые бои наших соколов- лётчиков с гитлеровцами. Немцы бросили на Сталинград огромную воздушную армию. Не пропустить фашистских хищников, разгромить воздушного врага — такая задача была поставлена перед нашими лётчиками!

Ежедневно вылетал навстречу врагу летчик 183-го авиационного полка Михаил Баранов. По возвращении на аэродром он выводил на борту своей машины красивую пятиконечную звёздочку — это значило, что ещё один «Мессершмитт» в дыму и пламени рухнул наземь.

6 августа, старший лейтенант Баранов во главе звена истребителей Як-1 вылетел на перехват вражеских пикировщиков Ju-87, шедших к городу Котельниково под прикрытием истребителей Ме-109. Не смотря на то, что силы били неравными, наши лётчики вступили в бой. Пока другие истребители вели бой с «Юнкерсами», Баранов смело врезался в строй «Мессершмиттов». Расстроив боевой порядок, и тут же сбил одного из них. Продолжая схватку с «Мессерами» он заметил шестёрку «Юнкерсов», которые шли в сторону наших войск. Баранов мгновенно оценил обстановку: — Чёрт с ними, с истребителями. Надо во что бы то ни стало помешать бомбардировщикам! — мгновенно решил Баранов. Ловко уйдя от «Мессершмиттов», лётчик начинает преследовать «Юнкерсов», и с ходу атакует их, одного поджигает, а остальных заставляет повернуть обратно.

Набрав высоту, Михаил увидел пятёрку Ме-109, атакующих наш штурмовик Ил-2. Михаил поспешил к нему на выручку, врезался во вражеский строй. Один против пяти. Таков закон отважных! Как волчок вертится Баранов среди врагов, атакует и обороняется, хитрит, пугает, сбивает немцев с толку. Уверенная очередь с короткой дистанции — и вместо 5 немецких самолётов осталось уже 4. Объятый пламенем немецкий истребитель падает вниз. Наш штурмовик тем временем благополучно уходит на свою территорию.

Бой продолжается, хотя у Баранова уже закончились боеприпасы. Ложными атаками он сковывает всех 4-х противников. Выбрав удобный момент, Баранов принимает решение таранить врага. Плоскостью своего самолёта он отрубает хвост немецкой машине. Немец закрутился в сумасшедшем штопоре и прямо — таки ввинтился в землю. Этот готов! Но и у машины Баранова отвалился кусок плоскости. На него мчатся 2 немецких самолёта. «Давайте ближе, я могу рубануть ещё раз !» — думает Баранов. Он хочет бить ещё и ещё… Но не пришлось Баранову таранить второй раз. Повреждённая плоскость раскрылась от напора воздуха, и его самолёт «заштопорил». Баранов выпрыгнул с парашютом.

Едва он приземлился на нейтральной территории, немецкие миномётчики открыли шквальный огонь. На помощь смельчаку пришли наши пехотинцы. Они рванулись вперёд, и вынесли старшего лейтенанта из зоны огня. Так он сбил в одном бою 4 вражеские машины. Боевой счёт Баранова вырос до 24-х лично уничтоженных им фашистских самолётов. Теперь на борту его новенькой боевой машины красовались уже 24 красные звезды!

Комментируя этот эпизод, известный советский лётчик-истребитель Борис Ерёмин писал: «…На заключительном этапе войны многие наши известные асы в одном бою сбивали по 2 и даже по 3 вражеских самолёта. Но это даже для того времени было редкостью, а что говорить о лете 1942, когда противник был на редкость силён и держал инициативу в своих руках! То, что совершил в бою Летчик Баранов — это было настоящим подвигом!»

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1942 года Михаил Дмитриевич Баранов был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1943 году, в одном из боев, старший лейтенант Баранов был тяжело ранен и направлен на лечение в госпиталь. Медицинское заключение, с которым он прибыл на фронт, гласило: «Подлежит амбулаторному лечению в части, к полётам временно не допускать». Однако Михаил не представлял себя без неба и вскоре добился разрешения на учебно- тренировочные полёты. 17 января 1943 года он поднялся в воздух на самолёте Як-1, но вскоре был вынужден приземлиться — машина оказалась неисправной. Спустя некоторое время он вторично поднялся в небо и стал выполнять над аэродромом фигуры высшего пилотажа. Внезапно машина перевернулась на спину и почти отвесно пошла вниз. Истребитель со страшной силой ударился о мёрзлую землю и тут же взорвался…

Михаил Дмитриевич Баранов был похоронен в городе Котельниково Волгоградской области. После войны перезахоронен в Волгограде на Мамаевом кургане.

О подвиге Героя рассказывают экспонаты Волгоградского музея обороны. Именем Баранова названа улица в городе Котельниково. Его имя увековечено в памятном мемориале Кировского завода. В городе Сланцы Ленинградской области установлена мемориальная доска.

Поделиться ссылкой:

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.