koursk_roman-toppel_guerre

Почему «стальные гиганты» не оправдали надежд Гитлера?

Гитлер возлагал большие надежды на эти гигантские бронированные машины, при помощи которых он надеялся добиться полного превосходства над бронетанковыми силами союзников.

Но время было безнадежно упущено, — в конце 1942 года никакое «чудо-оружие» уже не в состоянии было радикально переломить ситуацию на фронтах.

Тяжелый танк «Тигр» был очень парадоксальной боевой машиной. Его, во многих отношениях, превосходные технические и боевые характеристики странным образом сочетались с абсолютно провальными технологическими решениями, которые очень часто оборачивались для этой машины самым фатальным образом.

Да, «Тигр» поражал и до сих пор не перестает поражать всех, кто видел его хотя бы раз, своими мощными, брутальными формами, сквозь которые буквально сквозит ощущение невероятной боевой мощи и неуязвимости. Толстая хромомолибденовая броня с закаленной поверхностью; самое мощное в мире танковое орудие, способное на предельно дальней дистанции «достать» любую цель, оставаясь при этом недосягаемым для противника; мощный мотор «Майбах», легко разгоняющий 57 тонн арийского железа до 40 км/ч, – все это действительно впечатляет, но, безупречная, на первый взгляд, машина, оказалась не такой уж совершенной, когда дело дошло до реального боя.

Итак, фюрер решил испытать новые танки в бою осенью 1942 года под Ленинградом. Никто до сих пор так и не смог, да уже, наверное, и никогда не сможет объяснить это, по-меньшей мере, странное решение Гитлера. Прямо скажем, особенности местности здесь не позволяли сполна использовать все преимущества нового танка, а вот его проблемные тенденции они наоборот могли усилить.

Болотно-лесистая местность совершенно не способствовала использованию орудия танка с дальней дистанции, а рыхлая и вязкая почва могла послужить серьезным препятствием для движения огромной махины. Не стоило забывать и о «слабости» мостов, далеко не каждый из которых мог выдержать вес немецкого гиганта. Да и в оперативном отношении, «Тиграм» здесь было делать особенно нечего. Фронт под Ленинградом с обеих сторон сидел в глубокой обороне, которую «Тигры», при всей своей мощи, пробить были все же не в состоянии. Да они, собственно, предназначались совсем не для прорыва обороны, а для противодействия большим массам вражеских танков, которых в тот момент с нашей стороны под Ленинградом попросту не было.

Первые четыре «Тигра» из состава 502-го батальона тяжелых танков прибыли на станцию Мга 29 августа 1942 года. Обстановка потребовала их немедленного ввода в бой: 19 августа советские войска начали Синявинскую наступательную операцию – очередную попытку прорыва блокады Ленинграда.

Почему "стальные гиганты" не оправдали надежд Гитлера?
«Тигр» 502-го батальона тяжелых танков вермахта

Гигантские машины оперативно «переобулись» на широкие гусеницы (для транспортировки по железной дороге их приходилось снимать из-за слишком большой ширины танка) и своим ходом выдвинулись в сторону фронта, но так до него и не добрались. У двух танков вышли из строя коробки передач, у третьего от перегрузки при движении по вязкому грунту загорелся двигатель. Триумфальный дебют был сорван и под прикрытием темноты сверхсекретные бронированные монстры были отбуксированы обратно на станцию Мга, где заводские механики, сопровождавшие машины, занялись их ремонтом.

Повреждения оказались очень серьезными. Ленинградская земля была настолько неласкова к «арийским хищникам», что некоторые детали, испорченные первым маршем, не подлежали восстановлению — их пришлось выписывать из Германии. Ремонт затянулся, и танки были вновь готовы к бою лишь 15 сентября.

Еще целую неделю немецкое командование не могло решить, как использовать эти секретные танки, которые, даже не успев показать себя в бою, уже создали столько проблем. Наконец, какой-то штабной умник решил, что «Тигры» можно в лучших традициях Первой мировой – для поддержки пехоты. Рота из четырех «Тигров» поступила в распоряжение 170-й пехотной дивизии, которая без особых успехов «грызла» оборону 2-й ударной армии Волховского фронта.

Боевой дебют «Тигров» состоялся 22 сентября 1942 года у печально знаменитой деревни Тортолово. С 1941 по 1944 год в этих местах немцы принимали не один десяток попыток проломить нашу оборону, а мы в свою очередь, пытались сломать их оборону. Но местность у Тортолово, представляющая собой сплошные леса и болота, не давала шансов на победу ни одной из сторон.

И вот, немцы решили, что новые «непобедимые» танки это как раз то, что нужно, чтобы овладеть этим стратегически важным куском русской земли.

Местность, где «Тиграм» предстояло вступить в первый бой, было как будто специально создано для того, чтобы подставить их под губительный огонь советской артиллерии.

Для того, чтобы добраться до советских позиций, танкам пришлось двигаться по узкой дамбе, с обеих сторон которой их поджидало вязкое торфяное болото. Вместе с «Тиграми» наступали легкие Pz III — они были подбиты буквально в первые минуты боя.

Броня «Тигров» оказалась гораздо более стойкой к огню советской артиллерии, но, в конце концов, все четыре танка были обездвижены – у одного от попадания снаряда загорелся двигатель, три других съехали с дамбы и застряли в болоте, где русские пушки метким огнем повредили «хоботы» их длинных 88-мм орудий.

Загоревшийся «Тигр» был взорван собственным экипажем, три других пришлось бросить на месте. Они надолго застряли в болоте под Тортолово и были вытащены с поля боя под жестоким артиллерийским огнем лишь спустя несколько дней. Эта сложная операция стоила немецким саперам полутора десятков убитых и раненных бойцов.

Боевой эпизод под Тортолово не забыл упомянуть в своих мемуарах Гейнц Гудериан:
«В сентябре 1942 года «Тигр» вступил в бой. Ещё по опыту Первой мировой войны было известно, что при создании новых образцов вооружения следует запастись терпением и дождаться их массового производства, а затем применить их сразу в больших количествах. Зная об этом, Гитлер, тем не менее, хотел как можно быстрее увидеть в деле свой главный козырь. Однако перед новыми танками была поставлена абсолютно второстепенная задача: локальная атака в труднопроходимой местности в заболоченных лесах под Петербургом. Тяжёлые танки могли двигаться только в колонну по одному по узким просекам, попадая под огонь противотанковых пушек, расставленных вдоль них. В результате — потери, которых можно было избежать, преждевременное рассекречивание новой техники и, как следствие, невозможность в будущем застать противника врасплох».

Но, самое интересное в этом эпизоде совсем другое, – применение новейших немецких танков против наших войск осенью 1942 года прошло совершенно незамеченным для советского командования!

В конце февраля 1943 года в Ставке ВГК состоялось важное заседание, связанное с появлением на фронте нового немецкого танка «Тигр» и поиском методов противодействия этой мощной немецкой машине.

Немецкого бронированного «зверя» удалось захватить бойцам Волховского фронта 16 января 1943 года, когда один из этих танков застрял в торфяном болоте возле Синявинских высот. Экипаж покинул обездвиженную машину и был тут же перебит огнем наших пехотинцев. Практически невредимый секретный танк попал в «русский плен» и уже 18 января был отбуксирован к командному пункту 2-й ударной армии. Спустя несколько дней танк был отправлен в Москву, где к его изучению немедленно приступили специалисты АБТУ РККА.

Почему "стальные гиганты" не оправдали надежд Гитлера?
«Тигр» приуныл под Ленинградом

Выводы специалистов были совсем неутешительными для нас. Это и стало одной из главных тем совещания в Ставке. Кроме членов ГКО (включая Сталина), на заседание были приглашены нарком оборонной промышленности Д. Устинов его заместители, нарком боеприпасов Б. Ванников, руководство автобронетанкового управления, ведущие конструкторы танков и артиллерийских орудий.

С сообщением о предварительных итогах изучение новейшей немецкой боевой машины выступил начальник артиллерии РККА маршал Николай Воронов.

Маршал был честен и слова его доклада встревожили всех присутствующих. Появление «Тигра» стало для наших специалистов абсолютно внезапным. Немцам удалось разработать и наладить выпуск новейшего танка в режиме полнейшей секретности и его появление на поле боя стало для нас неприятным сюрпризом.

Воронов признался, что новый немецкий танк произвел на него потрясающее впечатление – его мощная лобовая броня была не «по зубам» нашим противотанковым и танковым пушкам, а мощное 88-миллиметровое орудие «Тигра» без труда прошивала броню наших танков на дистанции до 2000 метров.

Почему "стальные гиганты" не оправдали надежд Гитлера?
«Тигр» 505-го батальона тяжелых танков вермахта

Всем стало ясно, что время качественного превосходства нашей бронетанковой техники, которая отлично показала себя в умелых руках за первые годы войны, подошло к концу. Немцы вырвались вперед, и догнать их теперь было не просто вопросом престижа – это был вопрос жизни и смерти для наших бойцов на передовой.

«У нас нет пушек, способных противостоять этим танкам!» — сказал маршал в конце своего выступления, и возразить ему никто из присутствующих не мог.

Тем не менее, найти решение «тигровой» проблемы было необходимо в кратчайшие сроки. В конструкторских бюро, на заводах и полигонах закипела работа по разработке нового вооружения, способного достойно противостоять немецким «новинкам».

Впрочем, разработка такого вооружения велась еще и до появления «Тигров», но теперь нужда заставила наших конструкторов и инженеров действовать порасторопнее.

Самое активное участие в процессе создания новых танков, самоходок и артиллерийских орудий принимал лично Сталин. Уже в апреле 1943 года Верховный подписывает приказ о начале работ по конструированию на ЧКЗ двух новых тяжелых танков с усиленным бронированием и новыми орудиями калибра 85 и 107-мм (впоследствии калибр увеличен до 122 мм).

Параллельно на ЧКЗ развернулась работа по созданию артиллерийских самоходных установок повышенной мощности.

Уже к середине августа 1943 года опытные образцы бронетанковой техники для РККА были испытаны и готовы к запуску в серийное производство. Сталин выразил желание лично увидеть новые боевые машины.

31 августа танки КВ-85, ИС-85 и САУ ИСУ-152 были доставлены в Кремль. В первых числах сентября (разные источники называют различные даты) «смотрины» новой техники с участием Верховного Главнокомандующего состоялись.

На смотре, кроме «самого», присутствовали маршал бронетанковых войск Федоренко, нарком тяжелого машиностроения Малышев, Ворошилов, Берия, Молотов и другие. Но организаторы этого мероприятия на «высшем уровне» упустили несколько мелких деталей, которые, вероятно, заставили в этот день «попотеть» не одного ответственного генерала.

Организаторы смотра явно не были готовы к тому, что вождь не просто осмотрит новые боевые машины, но и решит залезть на одну из них. Когда Сталин собрался забраться на самоходку ИСУ-152, оказалось, что делать это ему придется без помощи подручных средств – поблизости не оказалось никакой лесенки. Многочисленные генералы вызвались подставить вождю свои мощные плечи, но 65-летний Сталин отверг их помощь и сам довольно ловко забрался на броню самоходки.

Почему "стальные гиганты" не оправдали надежд Гитлера?
ИСУ-152 «Зверобой»

Следом за ним залезли Малышев, Федоренко и главный конструктор самоходки Москвин. Оказавшись возле бронерубки, вождь открыл тяжелый люк и заглянул внутрь. Из экипажа внутри был только механик-водитель Константин Егоров. Остальных членов экипажа из машины высадили из соображений безопасности. Опешивший Егоров быстро взял себя в руки и когда Сталин спросил его об эффективности работы вентиляции в новой самоходке (в предыдущей модели — СУ-152, случалось, что экипаж «угорал» от избытка пороховых газов в боевом отделении), бодро доложил вождю, что в новой самоходке введен дополнительный вентилятор и испытательные стрельбы показали, что проблема с вентиляцией в новой самоходке полностью решена.

Сталин задал еще несколько вопросов и вполне довольный ответами, ловко спустился с брони. Остальные машины он тоже изучил обстоятельно и подробно, но на броню больше не поднимался.

4 сентября 1943 года тяжелые танки КВ-85, ИС-85 (ИС-1) и самоходное орудие ИСУ-152 были приняты на вооружение РККА. Теперь у наших бойцов появились реальные машины для укрощения нацистского «зверинца». При этом вопрос с созданием новых боевых машин и пуском их в серию была решена в рекордно короткие сроки – менее чем за 4 месяца!

Почему "стальные гиганты" не оправдали надежд Гитлера?
ИС-2 Иосиф Сталин

В январе 1944 года новые танки ИС (Иосиф Сталин), на которых нашим танкистам суждено дойти до Берлина, начали поступать в боевые части.

Вот что значит – «деловой подход»!

Поделиться ссылкой:

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.