1284796502_kachaj-s-allday.ru-123

Под рясою у них была тельняшка

Первое упоминание о корабельной службе священников относится к 1704 году.

Адмиралом Крюсом тогда была произведена «Роспись офицерам матросам и другим членам, которым следует для совершенного вооружения «семи галер, ста бригантин», в которой он сетует на недокомплект штата… попов: надлежало их иметь 10, «а налицо только два»».

В апреле 1717 года последовало уже высочайшее повеление Государя: «В Российском флоте содержать на кораблях и на других военных судах 39 священников». А в Морском уставе 1720 года были расписаны и их обязанности: «отправлять службу Божию по надлежащему», посещать и утешать больных и «подавать капитану о состоянии, в каком их обрящет», а также «поучение словесное или на письме читать». Так к романтике моря и тяготам службы флотской приобщились те, кому надлежало участь моряков облегчить во дни мира и разделить — в войне.

Под рясою у них была тельняшка
Флотские священники. XIX в

Корабельные, как, впрочем, и все войсковые священники должны были помнить две истины: война решает участь государства, а исход сражений зависит от воли Всевышнего и напряжения сил народа. С тем и шли они в матросский кубрик, корабельные кают-кампании, лазареты и на броневые палубы. Будучи некомбатантами, они должны были словом и личным примером вдохновлять воинство на победу.

«Призывали» монахов на флот, в основном, из Александро-Невской лавры, хотя не воспрещалось и приходским священникам нести слово Божие морякам. Предпочтение отдавалось вдовцам, ибо, подавая пример, священник не имел право часто сходить с корабля — не более одного раза в неделю, да и то только до наступления темноты. С началом боя священнику надлежало находиться в пункте приёма раненых, помогать и исповедовать уходящих в мир иной.

Известный по Цусиме священник крейсера «Рюрик» Андрей Конечников (Оконечников) в ходе сражения, помимо этих обязанностей, ещё и подавал снаряды. А затем доставил из японского плена донесение о слабых местах вражеского флота и причинах нашего поражения.

Другой священник — отец Антоний — 29 октября 1914 года, как и надлежит настоящему моряку, отказался покинуть горящий минный заградитель «Прут» и погиб вместе с кораблём. Его имя, как и многих других священнослужителей флота, было высечено на плитах храма Спаса-на-Водах, что был некогда в Санкт-Петербурге, рядом с именами погибших моряков.

Немало монахов, носивших под рясой тельняшку, имели ратные награды. Как, например, отец Иоанникий I (Савинов) из 45-го флотского экипажа. 11 марта 1855 года он встал в цепь и молитвою поддержал дрогнувшую атаку, за что был награждён солдатским Георгием IV степени.

Кстати, что касается проповедей. В отличие от пришедших на смену во флотские экипажи политзанятий и политинформаций, проповедь не должна была длиться более десяти минут, а лучшие из них отмечались специальной премией и публиковались в печатном органе военных пастырей — «Вестнике военного и морского духовенства».

Под рясою у них была тельняшка

Первым обер-священником армии и флота был Павел Яковлевич Озерцковский, последним (должность его уже называлась протопресвитер) — Георгий Иванович Шавельский. В военном табеле о рангах этот чин приравнивался к генерал-лейтенантскому. Кроме того, главный военный священник имел право личного доклада Императору.

Поделиться ссылкой:

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.