vmsu_odessa_na_bortu_katera33 (1)

Что стало с немецкими трофеями после войны

Трофеи всегда были неотъемлемой частью войн, и вторая мировая в этом плане не стала исключением.

После подписания акта о капитуляции Германия обязалась выдать СССР тысячи единиц исправной военной техники. Интересно узнать, что стало с немецкими танками, самолетами и оружием после окончания войны.

После вступления Красной Армии на территорию Германии специальным приказом НКО советским солдатам разрешалось раз в месяц отправлять на родину личные посылки с трофейными немецкими вещами. Предметы выбирались по личному усмотрению красноармейцев, но особое предпочтение отдавалось алкоголю, табаку, лекарствам (стрептомицину и пенициллину) и личным вещам: кинжалам, часам и антиквариату. Все это можно было приобрести на, так называемых, «черных рынках», которых на территории Германии к концу войны было большое количество.

До 1943 года трофейная военная техника собиралась неорганизованно. Иными словами, все, что получалось забрать с поля битвы — забиралось. После этого были сформированы специальные трофейные бригады, которые собирали немецкое военное имущество и отправляли его на специальные базы. Часто для сбора трофеев привлекались союзные войска и население освобожденных территорий.

За это советское руководство платило неплохие на то время деньги. Например, за сдачу немецкого шлема полагалась премия в размере трех рублей. В зависимости от количества и ценности вооружения и боевой амуниции платили соответственно больше. По информации Novate.ru, оружие, в которых нуждался фронт (бронетехника, противотанковые гранатометы) направлялось в распоряжение действующих частей.

По понятным причинам предпочтение отдавалось тяжелой военной технике. Только лишь одних немецких танков во время войны и после нее было собрано несколько сотен единиц. Большинство бронетехники транспортировалось на советские базы в исправном состоянии, и подвергались дальнейшей переработке — страна нуждалась в стали.

Что стало с немецкими трофеями после войны

Использование тех же «Пантер» или «Тигров» в бою было нецелесообразно из-за отсутствия должной технической базы. После окончания войны немецкие танки не стояли на советском вооружении, а часто применялись в качестве мишеней во время учений.
Что касается авиации, то здесь положение обстояло по-другому. Самолеты очень редко доходили в руки СССР в исправном состоянии и не представляли особой ценности. Исключением стала немецкая реактивная авиация. Так, за истребителем Ме-262 многие страны буквально охотились, желая заполучить ценный трофей.

Что стало с немецкими трофеями после войны

До 1950-х годов эти самолеты стояли на вооружении Испании. В СССР на базе Ме-262 был разработан истребитель Су-9.
Не забывали в Красной Армии и о стрелковом оружии. Исправные немецкие винтовки и автоматы доставлялись на склады. Если после тщательного осмотра устанавливалось, что оружие не подлежит ремонту, оно утилизировалась.

Что стало с немецкими трофеями после войны

Но не стоит думать, что после окончания войны все военные трофеи щедро раздавались союзникам. Тщательно скрывавшаяся операция «Немыслимое» предполагала новый возможный военный конфликт между странами-союзниками, и здесь лишнее оружие могло очень сильно пригодиться. Но время шло, страсти поутихли и постепенно трофейная немецкая техника и оружие было частично продано, частично раздарено Советским Союзом многим странам Азии, Африки и Южной Америки.

Автор: Александр Павлович

Поделиться ссылкой:

6 комментариев

  1. за годы ВОВ трофейный комитет вывез с фронта: 24 612 танков и САУ, которых хватило бы для укомплектования сто двадцати немецких танковых дивизий.

    1. При этом странный бред про создание Фюзеляж и хвостовое оперение Су-9 сходны по конструкции с использованными на Су-7, но, в отличие от него, Су-9 имел вместо стреловидного треугольное крыло с углом 53°. На нём, как и на Су-7, присутствовали воздушные тормоза, расположенные в задней части фюзеляжа, двигатель АЛ-7Ф и носовой воздухозаборник.
      Су-9 построен на основе более ранней разработки — опытного истребителя-перехватчика с треугольным крылом Т-3, с которым он практически идентичен. Первый полёт Т-3 состоялся 26 мая 1956 года (пилот ОКБ В. Н. Махалин)[5]. В ОКБ Сухого Су-9 имел обозначение Т-43.
      Треугольное крыло было применено на Су-9 по причине его низкого лобового сопротивления на сверхзвуковых скоростях. Больший объём крыла также позволил существенно увеличить топливовместимость по сравнению с Су-7. Су-9 разгонялся до скорости, соответствующей М=2,1 на высоте, однако запас топлива был невелик и сильно ограничивал радиус действия. В отличие от Су-7, который имел большие усилия на ручке, управление Су-9 было лёгким и отзывчивым, однако ошибок пилотам он не прощал.

      В носовом радиопрозрачном регулируемом конусе воздухозаборника была установлена РЛС ЦД-30. На двух фюзеляжных пилонах располагались подвесные топливные баки. Самолёт входил в состав комплекса средств перехвата Т-3-51, включающего также систему управления оружием, управляемые ракеты «воздух-воздух» и наземную систему целеуказания и наведения «Воздух» с радиокомандной линией автоматизированного наведения «Лазурь». Су-9 оснащался катапультным креслом КС-2 (КС-2А).

  2. Вот точно знаю, что часть трубопроводов для транспортировки бензина и соляры была изготовлена из брони немецких танков. Был в 90-х разговор с гл. инженером одного перекачивающего комплекса. Он тогда восхищался долговечностью и надежностью этих труб.

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.