34-85-4

Почему Т-34 считается лучшим танком Второй мировой?

Определение советского танка Т-34 как лучшего танка Второй мировой использовалось не только в публикациях советских военных историков и военачальников, но и в мемуарах представителей немецко-фашистского генералитета, воевавших на советско-германском фронте и выживших в период Второй мировой войны.

Появившись на свет в многодетной крестьянской семье в Ярославской губернии (по другим данным – в Вятской), Михаил Ильич Кошкин рано потерял отца и с малолетства вынужден был работать. В 14 лет он уехал на заработки в Москву, где устроился подмастерьем в карамельный цех кондитерской фабрики, получившей в советское время название «Красный Октябрь». В сентябре 1917 г. он был призван Временным правительством на военную службу, в следующем году стал бойцом Красной армии, участвовал в боях, был ранен. В 1921 г. его направили на учёбу в Коммунистический университет имени Свердлова в Москве. Через 3 года, по окончании учёбы, Кошкин был назначен директором кондитерской фабрики в Вятке, затем работал там в партийных органах, но с 1929 г. – снова учёба, теперь в Ленинградском политехническом институте, который был окончен в 1935 г.

Ещё в студенческие годы Кошкин начал трудиться в конструкторском бюро знаменитого ленинградского Кировского завода, где разрабатывался новый танк, и продолжал там работать, получив диплом о высшем образовании. Подобной проблемой, важной для усиления мощи Красной армии, были заняты многие КБ и заводы в Союзе. К её решению привлекались иностранные специалисты, в основном немцы, но их помощь в этом деле не всегда приводила к успеху. Например, создание мощного танка на ленинградском заводе «Большевик» под руководством немецкого инженера Гроте (Edward Grote) завершилось неудачей из-за стоимости и огромного веса созданной машины – 75 тонн.

Танки на вооружении в Красной армии впервые появились в 1918 г. как трофейные. Это были, в основном, французские танки «Рено». К 1920 г. насчитывалось более 100 таких трофеев. К их ремонту было привлечено несколько заводов, в том числе Харьковский паровозостроительный завод, имевший опыт изготовления и ремонта бронепоездов и броневиков. На этом же заводе в 1926 г. была создана группа конструкторов для разработки опытных образцов танков, а позднее – танковое конструкторское бюро и участок сборки танков. Началось строительство корпусов и цехов танкового производства. В 1919−29 гг. на ряде отечественных заводов выпускались танки, копировавшие зарубежные образцы. Однако в стране отсутствовала необходимая производственно-техническая база танкостроения, не было технологии производства высококачественной брони, танковых двигателей, а главное – отсутствовали необходимые специалисты. Образцы современных танков были закуплены в Великобритании и США в 1930 г.

В КБ Кировского завода Кошкин принимал участие в разработках танков Т-29−5 и Т-46−5. Последний из них имел высокий уровень броневой защиты, хотя его подвижность и боевая мощь были ограничены. За участие в создании первого отечественного «толстобронного» среднего танка Т-46−5 в качестве заместителя главного конструктора Михаил Ильич был награждён орденом Красной Звезды.

Во второй половине 1936 г. Харьковский паровозостроительный завод, на котором уже серийно выпускались разработанные в местном КБ танки БТ-5 и БТ-7, был переименован в завод № 183, а в декабре начальником танкового конструкторского бюро завода был назначен Кошкин. Он перевёз семью – жену и двух дочек в Харьков, получив 3-комнатную квартиру в принадлежавшем заводу большом (по тем временам) доме в центре города.

На этом месте позволим себе небольшое отступление. Неоднократно замечено, что факты истории – пусть даже малозначащие – переплетаются с фактами жизни людей, не имеющих к ним, казалось бы, никакого отношения. Очередной пример этого – тот факт, что автор этих заметок долгое время жил в бывшей квартире Кошкина и именно из неё выехал в Германию.

Кошкин быстро приобрёл авторитет на заводе благодаря своим качествам: трудолюбию, честности, принципиальности, вниманию к работавшим с ним сотрудникам, к их мнению, связанному с проводимыми разработками.

Менее чем за год под руководством Кошкина была выполнена модернизация танка БТ-7 с установкой в нём дизельного двигателя В-2. Это был первый в мире танк на дизеле. 790 таких модернизированных танков БТ-7М в 1936−40 гг. завод передал Красной армии.

Кроме того, во исполнение задания, поступившего из Автобронетанкового управления РККА в сентябре 1937 г., коллективом Кошкина в краткие сроки был выполнен проект нового маневренного колёсно-гусеничного танка А-20. Однако опыт эксплуатации танков БТ, в том числе во время Гражданской войны в Испании, свидетельствовал, что колёсный ход хорош только на шоссе, поэтому возникла идея создания второго варианта танка, чисто гусеничного. Он был оснащён новым быстроходным танковым дизелем БД-2 и получил название А-32.

Проекты танков были представлены на Высшем военном совете в Москве, и Сталин решил дать возможность заводу изготовить оба варианта и затем параллельно их испытать. К середине 1939 г. опытные образцы А-20 и А-32 были изготовлены и представлены государственной комиссии для испытаний. Тестирования были проведены в Харькове в июле – августе 1939 г.

По их результатам комиссия вынесла вердикт: «По прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее…» – не отдав предпочтение ни одному из них. Как обычно, в итоге всё решила практика: значительно большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв в Финляндии (осень-зима 1939 г.) доказал именно гусеничный танк.

После доработки А-32 в предельно сжатые сроки (утолщение до 45 мм брони и установка пушки калибра 76 мм) было изготовлено 2 танка, получивших новое название Т-34. 10 февраля 1940 г. они были переданы войсковые испытания, которые полностью подтвердили высокие технические и боевые качества нового танка. А 5 марта 1940 года два танка Т-34 вышли с завода в контрольно-испытательный пробег по маршруту Харьков – Москва. Главный конструктор Михаил Ильич Кошкин возглавил этот пробег.

На Ивановской площади Кремля 17 марта 1940 года танки Т-34 вместе с другими боевыми машинами были продемонстрированы членам правительства. Сталин одобрительно отозвался о «тридцатьчетвёрках», назвав новый танк «первой ласточкой». Танк Т-34 было рекомендовано немедленно поставить на производство. На харьковском заводе тут же закипела работа по подготовке его серийного выпуска.

Сам Кошкин серийного выпуска своего детища, начатого в октябре 1940 г., не дождался. В сентябре 1940 г. он скончался – дала о себе знать сильная простуда, полученная им ещё в апреле, при возвращении танков в Харьков после кремлёвского смотра и дополнительных испытаний.

К началу Великой Отечественной войны промышленность поставила армии 1225 танков Т-34. По своим боевым и манёвренным качествам он превосходил все зарубежные средние и даже тяжёлые танки того времени. Высокая удельная мощность двигателя, рациональные углы наклона брони, значительное вооружение, большой запас хода, малое удельное давление на грунт – вот главнейшие достоинства машины.

А простота конструкции облегчила массовое производство танков Т-34, их обслуживание и ремонт в полевых условиях…

Поделиться ссылкой:

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.