1504458200154045237

Был ли в СССР памятник Иуде?

Бородатый миф, который вроде бы давно похоронили. Почему он возник – понятно: богоборческий памятник должен был демонстрировать сатанинскую сущность безбожников-большевиков и их учения.

Указано было даже время и место установления памятника – 1918 год, город Свияжск, недалеко от Казани. Миф активно использовали в 20-х годах, часто упоминая, что установлен был памятник по указанию одного из вождей революции Льва Троцкого, якобы называвшего Иуду великим бунтарём и первым революционером. Некоторые добавляли на всякий случай, что простоял памятник Иуде Искариоту недолго, «потом его незаметно убрали, а на тот же постамент водрузили бюст Ленина».

На деле же никаких упоминаний об установке такого памятника и о его демонтаже нет ни в документах, ни в воспоминаниях современников и даже «участников» установки (помимо Троцкого, упоминались писатели Всеволод Вишневский, Демьян Бедный), хотя, казалось бы, зачем ярым атеистам умалчивать? Промолчали и тогдашние советские газеты, а ведь в них отмечались более мелкие события, не сохранилось ни одной фотографии памятника.

Появился миф с подачи малоизвестного датского писателя Хеннинга Келера (Henning Kehler, 1891−1979), который в 1917−1920 годах работал в России и якобы видел этот памятник. А следом – сославшись на книгу «Russiske Kroniker» 1920 года «датского писателя Галлинга Келера», тему подхватили анонимный автор из газеты РПЦЗ «Церковные ведомости» за 1923 год и эмигрант А. Вараксин в своей книге «Дорогами российской смуты», вышедшей в Берлине тоже в 1923-м.

Келер действительно писал об установке такого памятника, своей поездке в Свияжск (отчего-то называя его Свиягородом), дополняя её географическими и «политическими» ляпами, даже фантасмагоричными деталями типа семиконечной звезды на сером стальном шлеме выступавшего оратора, ритуала собравшихся – передачи от одного к другому поцелуя в губы и тому подобным. Хотя в 1943 г. сам признал, что «воспоминания художественно обработаны, сгущены и усилены. В каждом из них много полученного из опыта, но они должны восприниматься как произведение искусства».

Откуда же возник слух о памятнике? Вероятно, для Келера, не знающего русского языка плюс обладающего незаурядной фантазией, путающего имена и названия русских городов, «Иудой» стал комбриг латышских стрелков Ян Юдин (Янис Юдиньш), погибший в августе 1918 года и с большими почестями похороненный в Свияжске. Вполне вероятно, при прощании с ним выступал председатель Реввоенсовета Лев Троцкий.

Для Келлера фамилия Юдин могла показаться созвучной имени апостола-предателя Judah, Judas. И на фоне активной антирелигиозной пропаганды большевиков это вполне могло породить убеждение: красные поставили в Свияжске, рядом со Свияжским монастырём, памятник Иуде!

Поэтому тему подхватила белоэмигрантская пресса. Правда, на долгие десятилетия о мифе забыли. А вспомнили о келеровом Иуде в перестроечные времена, что логично. Большевики, несомненно, были далеко не ангелами, и их война с церковью, уничтожившая немало жизней, – исторический факт. Тем не менее в случае с мифическим памятником Иуде Искариоту давайте будем опираться на реальные события, а не на измышления.

Поделиться ссылкой:

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.