865478326175066c3e733a557af19113

Подвиг защитника ленинградского неба

Александр Терентьевич Карпов единственный из летчиков ПВО удостоенный в годы войны звания дважды Героя Советского Союза.

Александр Карпов родился 17 октября 1917 года в семье русских крестьян в деревне Феленево под Калугой. После окончания школы поступил фабрично-заводское училище Калужского машиностроительного завода. А в 1939 году сбылась его заветная мечта, он был зачислен в Качинскую военную авиационную школу. После окончания в 1940 году мл. лейтенант Карпов был направлен для прохождения службы на Украину, в одну из дислоцирующихся там авиационных частей.

Первую победу одержал в конце августа 41-го на Ленинградском направлении в паре со ст. лейтенантом Иренеем Беляевым над Тосно сбив Ме-109Ф. В октябре 1941 года летчиков перевели в состав 123-го ИАП 7-го корпуса ПВО, осуществлявшего прикрытие неба Ленинграда. С каждым днем мастерство пары Беляев-Карпов росло. В небе они составляли высокоорганизованную боевую единицу, где атакующий мгновенно определялся с точки зрения боевой целесообразности. Пара одержала в воздухе свыше 50-и побед. К этому времени их 123-й ИАП был переименован в 27-й гвардейский.

Ириней Беляев уничтоживший 11 лично и 6 самолетов в группе, был сбит в воздушном бою 8 июля 1943 года. Звезду Героя — посмертно, он получил лишь 5 мая 1991 года, одним из последних в истории СССР.

«Гибель Иринея, — вспоминал А. Карпов, — пронзила мне сердце такой болью, что первые секунды после случившегося я ничего вокруг себя не видел и чуть-чуть не был сбит. Очнулся лишь тогда, когда услыхал, как по моему самолету забарабанили пули, а рядом мелькнул знакомый силуэт „мессера“. В этот миг во мне закипела такая ярость, что я, не осмотревшись как следует, ринулся вслед за промелькнувшим самолетом. И только спустя некоторое время заметил, что остался один против трех фашистов, которые решили разделаться со мною. Что было потом, рассказать трудно. Это был какой-то ураганный бой.

В этом бою я сбил двух фашистских стервятников и среди них того, от огня которого погиб Ириней. Оставшись один на один с третьим фашистским самолетом, я вдруг обнаружил, что мой боекомплект весь израсходован, и решил идти на таран.

Воспользовавшись ошибкой немецкого летчика, допущенной им при выводе самолета из пикирования, развил предельную скорость и зашел „мессеру“ в хвост… Ну, думаю, сейчас тебя достану и рубану винтом по хвосту. Только подумал, как вдруг самолет мой резко подбросило, затем повалило набок, и он начал беспорядочно падать. Едва сообразил, что зенитным снарядом у истребителя отбит хвост… В результате невероятных усилий, хотя и очень близко от земли, мне все-таки удалось выбраться из кабины и с помощью парашюта благополучно приземлиться. К счастью, это снова была своя территория…»

К августу 1943-го комэск гвардии капитан А.Т. Карпов произвёл 370 боевых вылетов, в 87 воздушных боях сбил лично 16 самолётов и 7 в группе. 28 сентября 1943 г. за мужество и воинскую доблесть он был удостоен звания Героя Советского Союза. К июню 1944 г. совершил 421 боевой вылет, из них 25 вылетов на разведку войск противника и 19 вылетов на штурмовку, провёл 94 воздушных боя, в которых сбил лично 26 самолётов противника и 7 в группе.

30 июня 1943 г. А.Т. Карпов сбил Ме-109, который было решено считать тысячным гитлеровским самолётом, сбитым на «Яках» под Ленинградом. С этой победой его поздравил главный конструктор, заместитель наркома авиационной промышленности, тогда ещё генерал-майор инженерно-авиационной службы А.С. Яковлев.

2 июля 1944-го приказом ВГК No173 27-му гвардейскому полку ПВО было присвоено почётное наименование «Выборгский». 22 августа 1944 года гвардии капитану А.Т. Карпову вторично было присвоено звание Героя Советского Союза.
Последнюю победу Карпов одержал, сбив ФВ-190 14 сентября 1944 г.

Подвиг защитника ленинградского неба

Всего в годы Великой Отечественной войны командир эскадрильи А.Т. Карпов совершил 456 боевых вылетов на Як-1, Як-7Б и Як-9, провёл 97 воздушных боёв, лично сбил 29 самолётов противника и 9 уничтожил в группе. В боях был ранен.

20 октября 1944 г. около 18.00 гвардии капитан Карпов при совершении перелёта на истребителе Як-9, в паре с младшим лейтенантом А.Ф. Суздалевым, в условиях ограниченной видимости, столкнулся с водой неподалёку от кронштадтского аэродрома Бычье Поле… Причины катастрофы остались неизвестны, этот вылет в тот день у летчика был третьим…

ИСТОЧНИК

Поделиться ссылкой:

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.