kerch-bridge-1944

Немцы во время войны строили мост через Керченский пролив

В конце XIX века англичане проложили между Крымом и Кавказом по дну Керченского пролива телефонный провод, использовав этот прекрасный «трамплин» из Европы в Азию для надёжной связи Великобритании с её колонией Индией.

Они задумали построить и самый короткий железнодорожный путь с мостом через Керченский пролив, соединивший бы Лондон с Дели. Но грандиозный проект остался нереализованным. Правда, сама идея не умерла. Сначала ею заинтересовался в 1903 году царь Николай II, и лучшие российские инженеры даже разработали собственный проект. Но помешали Первая мировая война, революция, Гражданская война, послевоенная разруха…

Потом в 30-е годы наказ дал Сталин. И для строительства гигантского моста незадолго до Великой Отечественной войны в Германии даже заказали те металлические детали, с выпуском которых отечественные заводы в то время не могли справиться.

Эти-то детали и пригодились потом фашистам, когда в 1942 году их войска захватили Крым и Кубань. У Гитлера ещё в начале войны был, как и у англичан, интерес к строительству железнодорожной супермагистрали в Индию, правда, в отличие от британского проекта, она начиналась в Мюнхене.

Воплощать идею взялся в начале 1943 года личный архитектор Гитлера, рейхсминистр вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер (Albert Speer). Он надеялся, что мост упростит снабжение частей, ведущих войну за нефтеносные районы на Северном Кавказе. Правда, потом написал: «С самого начала было понятно, что этот мост построить не удастся».

Тем не менее в апреле 1943 г. военно-строительная организация Тодта (Fritz Todt) начала строительство объединённой железной дороги и железнодорожного военного моста протяжённостью свыше 3,5 километра от станции Крымская (Кубань) до косы Чушка, а оттуда – возводить подходы к мосту через Керченский пролив по направлению к крымскому посёлку Жуковка. Фюрер намеревался с помощью этого моста перебрасывать из Крыма на Тамань войска, которые планировал задействовать в походе на Индию.

Однако проект не был реализован: после поражения под Сталинградом и изменения положения на Кавказском фронте масштабное строительство моста было прекращено. Летом 1943 года немецкие военные инженеры спроектировали и построили лишь подвесную канатную дорогу через пролив для переброски в небольших вагонетках военных грузов и продовольствия в район Таманского полуострова. Несколько месяцев она ежедневно перебрасывала по 500−800 тонн груза. Советское командование знало о строительстве из донесений авиации, но бомбить мост категорически запретило – Сталин планировал достроить его после освобождения Крыма.

1 сентября 1943 г. советские войска пошли в наступление. Отступая, гитлеровцы взорвали канатную дорогу и часть её опор, но полностью разрушить недостроенный мост так и не успели.

Уже после освобождения Крыма советские войска обнаружили на берегу Керченского пролива огромное количество металлических конструкций и оборудования – автомашины большой грузоподъёмности, бульдозеры, дизельные копры для забивки свай, передвижные электростанции и многое другое.

Воспользовавшись трофеями, советские инженеры довольно быстро сумели восстановить и достроить мост. Правда, 18 февраля 1945 года он был разрушен во время ледового шторма.

Поделиться ссылкой:

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.