латения

Потопление «Атении»

В русском языке есть поговорка «и на старуху бывает поруха», означающая, что иногда и человек с большим жизненным опытом и обладающим знаниями профессионала может совершить нечто такое, что никак не вяжется с его статусом.

Но, если он совершает не одну ошибку, то вполне может претендовать на звание «злого гения». Именно таким человеком для германских Кригсмарине стал Франц-Юлиус Лемп.

Франц-Юлиус окончил военно-морское училище в 1932 году (еще до прихода к власти нацистов) и пройдя все положенные ступени карьеры в ноябре 1938 года получил в командование подводную лодку U-30 VIIA серии. Он очень внимательно относился к подготовке и тренировкам своего экипажа.

Начало Второй Мировой войны лодка под его командованием встретила уже почти две недели находясь в установленном ей полигоне в 200 милях западнее Гебридских островов. 3 сентября 1939 года всего через 8 часов после объявления Великобританией войны Германии, U-30 встретила крупное английское судно. Лемп, как он утверждал впоследствии, принял его за вспомогательный крейсер и решил атаковать. Однако ошибка выяснилась достаточно быстро.

Под его удар попал пассажирский лайнер «Атения» водоизмещением 13580 тонн. На его борту находилось около 1400 пассажиров и членов экипажа, направлявшихся из Ливерпуля в Канаду. Благодаря умелым действиям капитана Джеймса Кука практически всех пассажиров смогли разместить на спасательных средствах. Потери составили по разным данным от 112 до 128 человек в т.ч. 69 женщин и детей.

Обер-лейтенант Лемп, мало того, что не оказал никакой помощи, оказавшимся в воде людям (вполне вероятно посчитав, что спасение может обойтись и без его участия), но и всячески попытался скрыть свое присутствие в месте гибели «Атении». Он понял, что грубо нарушил положения Лондонской Международной конвенции 1930 года о правилах ведения войны на море, тщательнейшего исполнения которого требовало командование Кригсмарине. Специальная памятка о правилах действия командиров подводных лодок при встрече с неприятельскими кораблями, судами, транспортами и пассажирскими пароходами за подписью Командующего подводными силами Германии гросс-адмирала Деница, находилась на каждой лодке. Руководствуясь этим, Лемп не стал давать в штаб Кригсмарине шифровку о потоплении судна.

В Берлине разразился скандал. Англичане обвинили немцев в нарушении международного морского права. Редер и Дениц настаивали, что не имеют к инциденту никакого отношения (а они действительно не имели никакой информации). Особенно неприятным для нацистского руководства было то, что на борту находились в том числе и граждане Америки, а ссориться с США Гитлер не хотел, так как вел с американцами торговые отношения. Поэтому Министерство пропаганды Геббельса вначале объяснило гибель лайнера возможным столкновением с миной Первой Мировой войны, а впоследствии и обвинением Черчилля в провокации, а именно закладкой взрывчатки на гражданский пароход.

По возвращении U-30 в базу Франц-Юлиус признался Деницу в потоплении Атении.

Поделиться ссылкой:

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.