2019-10-20_11-56-31

Единственный в истории летчик награжденный Гитлером и Сталиным

В истории ни отечественной, ни мировой авиации нет второго подобного случая, когда боевой летчик был удостоен высших наград, получив их из двух рук противоборствующих государств.

Такая честь благодаря удивительному зигзагу судьбы выпала на долю известного советского воздушного аса Ивана Евграфовича Федорова.

Будущий король неба родился 23 февраля 1914 года в Харькове. В 1929 году он поступил в школу ОСОАВИАХИМа в Луганске. А в 1932 году был зачислен в военную школу пилотов. После окончания молодой летчик поступил в распоряжение авиабригады Киевского военного округа.

В 1937 году Федоров в числе лучших военных летчиков воюет в Испании. К началу 1938 года на счету летчика уже насчитывалось более полутора сотен боевых вылетов, а также два ордена Красного Знамени и редкое прозвище Красный дьявол данное ему врагами. Этим прозвищем его окрестили за его сложнейший боевой прием, именуемый тараном шасси.

В то время шасси самолетов неподвижно крепилось на фюзеляже. Федоров, проводя воздушный таран, просто бил колесами шасси по крылу самолета противника. Для такого приема было необходимо мастерство, а также смелость, граничащую с безрассудством.

За время испанской войны летчик совершил 286 боевых вылетов, сбив 11 самолетов противника. Республиканское правительство Испании наградило его высшей наградой — орденом «Лавры Мадрида». Примечательно, что данной награды были удостоены всего пять советских летчиков.

Железный крест от Гитлера

Накануне начала Великой Отечественной войны Федорова отправляют в Германию в составе советской делегации пилотов РККА для обмена опытом. Во время поездки произошел неординарный случай, прославивший летчика на всю страну. Советские летчики должны были осмотреть новейшие немецкие истребители, одним из которых являлся «Хейнкель-100». Немцы показали свою машину, но заявили, что ее испытания еще не завершены, а потому совершать фигуры высшего пилотажа на этом самолете было запрещено. Да и в небо на данной машине немцы поднимались крайне неохотно.

Заинтригованные характеристиками «Хейнкеля-100», советские летчики попросили немецкую сторону показать самолет в воздухе. По личному распоряжению Гитлера данная просьба была удовлетворена. Показательный полет назначили на следующее утро.

Посмотреть на показательный полет прибыло практически все руководство Германии. Настал час испытаний, однако немецкий летчик задерживался. В этот момент Иван Федоров совершил дерзкий поступок, которого от него не ожидал никто. Он лих забрался в кабину самолета, завел его и взлетел. Набрав высоту пилот совершил несколько фигур высшего пилотажа, после чего приземлился.

Самое интересное, что за его воздушными финтами наблюдали Герман Геринг и сам Гитлер. Фашистские лидеры были буквально в шоке от мастерства русского летчика. После чего его пригласили отобедать с ними. После обеда фюрер торжественно вручил Рыцарский крест в обрамлении дубовых листьев — высшую награду рейха.

Когда на другой день немцы поинтересовались у Федорова почему он не надел высокую награду, летчик заявил что это не так. Затем он вызывающе поднял свой сапог, и продемонстрировал железный крест, прибитый к каблуку наподобие подковы!

Имея высшие награды Испании и Германии Федоров не имел медали героя собственной страны. Эту несправедливость устранила Великая Отечественная война. На фронт опытного пилота не отпускали, считали, что его талант намного полезнее в тылу для испытания новейших образцов самолетов.

В 1942 году во время испытаний истребителя ЛаГГ-3 Федоров оторвался от земли, совершил три прощальных петли Нестерова, после чего ушел в сторону линии фронта. Этот поступок окончательно убедил командование, что удержать пилота в тылу не удастся, после чего был подписан приказ о переводе на фронт.

В собственном письме Главному маршалу авиации А.А.Новикову от 24.06.1945 И.Е.Фёдоров пишет, что сбил в Великую Отечественную войну 10 бомбардировщиков и 7 истребителей и два самолета — в группе. Имел два тяжёлых и два лёгких ранения «и в целом до 40 царапин». В Испании и Китае якобы сбил 18 самолётов, т.е. в сумме 35 самолётов, совершил шесть таранов и трижды был представлен к званию Героя Советского Союза. Однако получение награды раз за разом откладывалось. Тем не менее высшая награда все же нашла своего героя. Причем, что удивительно, награждение произошло по личному распоряжению Сталина, но не за героизм на поле боя, а, как и в Германии, за талант летчика, проявленный во время испытания нового реактивного самолета в 1948 году.

Единственный в истории летчик награжденный Гитлером и Сталиным

За свою долгую карьеру Ивану Федорову довелось управлять 297 типами различных самолетов. Легендарный летчик прожил долгую и насыщенную жизнь, лишь три года не дотянув до столетнего юбилея. Один из самых известных летчиков нашей страны умер в 2011 году в возрасте 97 лет.

Поделиться ссылкой:

7 комментариев

    1. Это был не «Кожедуб с Покрышкиным», а Федоров. Он имеет право на собственное имя

  1. «Федоров сбил 134 немецких самолета»
    у автора совсем нет представления о достижениях советских
    асов во время Великой Отечественной Войны.

    1. ФЕДОРОВ И. Е:-О ТАКИХ ЛЮДЯХ, НАДО ПИСАТЬ В УЧЕБНИКАХ ИСТОРИИ. СПАСИБО ЗА МАЛЕНЬКИЙ ЛИКБЕЗ. БУДЕМ ГОРДИТЬСЯ! ПОМНИТЬ! ПРЕКЛОНЯТЬСЯ!

  2. аффтар перед написанием статьи литровку шмурдяка выпил?
    У нас Самый результативный-Кожедуб(64 сбитых)

  3. wikipedia в помощь, товарищ был эдаким бароном Мюнгхаузеном советских ВВС… про крест байка как и большинство… особо как он Эриха Хартмана сбил… ахахаха

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.