2019-10-06_10-10-39

«Дьявольские яйца»: Почему летчики люфтваффе не любили бомбы «SD-2»

Несмотря на все преимущества, боевое крещение люфтваффе в первые дни войны не обошлось без потерь. Некоторые были нанесены советской зенитной артиллерией, а другие — собственными бомбами.

Вину в этом надо возложить на осколочные бомбы «SD-2», прозванные «дьявольскими яйцами», которые после пребывания под секретом впервые в большом количестве пошли в ход. Весом всего полтора килограмма, круглые по форме, они были снабжены небольшими тормозными крыльями и первоначально планировались к использованию самолетами-штурмовиками против пехоты.

Настроенные на срабатывание либо при ударе, либо над землей, они в радиусе до 12 метров разлетались на 50 маленьких и 250 еще более мелких осколков. Вообще-то против самолета на стоянке эффективно лишь прямое попадание, но эти бомбы имели силу среднего зенитного снаряда. А посему достигалось большое количество прямых попаданий.

Но «дьявольские яйца» были ненадежны. Часто они застревали в специально сконструированной для них кассете, а детонаторы взрывались при малейшем сотрясении, пробивая в корпусе бомбардировщика отверстие, сравнимое с прямым попаданием зенитки.
Летчики-истребители испытывали к ним отвращение.

Все «Ме-109» из JG 27 были оборудованы под фюзеляжем ячейками для крепления 96 таких бомб. В полете от сопротивления воздуха зачастую первый ряд бомб оставался подвешенным, причем без ведома пилота. А когда при посадке на свою авиабазу летчик сбрасывал газ, бомбы начинали выскакивать одна за другой – или дожидались, пока он станет заруливать на стоянку, а потом взрывались сразу за машиной. Некоторые оставались лежать на взлетной полосе, заставляя оружейников постоянно заниматься опасной работой, разыскивая и убирая их.

Вот мнение генерала Марквардта, отвечавшего за разработку бомб в техническом управлении люфтваффе: «Несмотря на успех в первые дни кампании в России, дни «SD-2″ оказались скоротечными. Советская зенитная артиллерия, очень эффективная против атак на малых высотах, скоро вынудила нашу авиацию забираться на большие высоты, а без сбрасываемых контейнеров эти бомбы уже использоваться не могли».

"Дьявольские яйца": Почему летчики люфтваффе не любили бомбы "SD-2"
Авиабомба «SD-2«

Через некоторое время другая осколочная бомба, 20-фунтовая «SD-10», тоже была снята с вооружения, хотя ее можно было сбрасывать с высотных бомбардировщиков связками по четыре штуки. 22 июня, когда поблизости не было ни советских истребителей, ни предательских разрывов зенитных снарядов, экипажи ряда самолетов с удивлением наблюдали, как несколько «Ju-88» и «Do-17» вдруг содрогались прямо в воздухе и, объятые пламенем, врезались в землю. И это всегда происходило на обратном пути, а иногда при самой посадке.

Причина стала ясна сравнительно быстро. Отдельные «SD-10» при сбросе застревали с запущенными детонаторами в бомбовых ячейках, и малейшее сотрясение приводило к взрыву. Почти во всех случаях это означало гибель самолета.

Фельдмаршал Кессельринг сразу же запретил загружать ими горизонтальные бомбардировщики. Только «Ju-87» и «Hs-123» все еще разрешалось их применять, потому что в их случае бомбы подвешивались под крыльями, и экипаж мог убедиться, что они действительно были сброшены…

Поделиться ссылкой:

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.