2019-09-04_11-37-32

«Алгемба» — кровавая стройка века, о которой знают далеко не все

Если о строительстве Беломорканала известно почти каждому, то слово «Алгемба» может многое сказать только историкам.

В декабре 1919 года армия Фрунзе с боем захватила Эмбенские нефтепромыслы в Северном Казахстане. К тому моменту там скопилось более 14 млн пудов нефти. Эта нефть могла бы стать спасением для советской республики. 24 декабря 1919 года Совет Рабоче-крестьянской обороны принял решение о начале строительства железной дороги, по которой можно было бы вывозить нефть из Казахстана в центр, и приказал: «Признать постройку ширококолейной линии Александров Гай — Эмба оперативной задачею». Город Александров Гай, находившийся в 300 км от Саратова, был последним железнодорожным пунктом. Расстояние от него до нефтяных промыслов составляло около 500 верст. Большая часть пути пролегала по безводным солончаковым степям.

Магистраль решили строить одновременно с двух концов и встретиться на реке Урал у села Гребенщиково. Первой на строительство железной дороги была брошена армия Фрунзе (несмотря на его протесты). Не было ни транспорта, ни топлива, ни достаточного количества пищи. В условиях безводной степи негде было даже разместить солдат. Начались повальные болезни, переросшие в эпидемию. К строительству в принудительном порядке подключили и местное население: около сорока пяти тысяч жителей Саратова и Самары. Люди практически вручную создавали насыпь, по которой должны были позже проложить рельсы.

В марте 1920 года задача еще больше усложнилась: было принято решение параллельно с железной дорогой тянуть трубопровод. Именно тогда впервые прозвучало слово «Алгемба» (из первых букв Александров Гай и названия месторождения — Эмба). Труб, как и всего остального, не было. Единственный завод, который когда-то занимался их выпуском, давно стоял. По складам собрали остатки, их хватало в лучшем случае на 15 верст (а необходимо было проложить 500!). Ленин принялся искать альтернативное решение. Сначала было предложено выпускать деревянные трубы. Специалисты только развели руками: во-первых, в них невозможно поддерживать необходимое давление, во-вторых — в Казахстане нет собственных лесов, древесину брать негде. Тогда было решено разбирать участки действующих трубопроводов. Трубы сильно различались по длине и диаметру, но это не смущало большевиков. Смущало другое: собранных «запчастей» все равно не хватало даже на половину трубопровода! Однако работы продолжались.

К концу 1920 года стройка начала задыхаться. Тиф уносил по нескольку сот человек в день. Вдоль трассы выставили охрану, потому что местные жители стали растаскивать шпалы. Рабочие вообще отказывались выходить на работу.

Продовольственные пайки были крайне низкими (особенно на казахстанском участке). Ленин потребовал разобраться в причинах саботажа. Но никакого вредительства не было и в помине. Голод, холод и болезни собирали страшную дань среди строителей. В 1921 году на стройку пришла холера. Несмотря на мужество врачей, добровольно прибывших на Алгембу, смертность была ужасающей.

Но самым страшным было другое: через четыре месяца после начала строительства Алгембы, уже в апреле 1920-го освободили Баку и Грозный. Эмбенская нефть была уже не нужна. Тысячи жизней, принесенные в жертву стройке, оказались напрасными. Можно было уже тогда прекратить бессмысленную деятельность по прокладыванию Алгембы. Но Ленин упорно настаивал на продолжении строительства, обходившегося государству баснословно дорого: только за 1920 год правительство выделило на это строительство миллиард рублей наличными.

Полного отчета никто и никогда не получил, но существует предположение, что средства осели на заграничных счетах. Ни железную дорогу, ни трубопровод так и не построили: 6 октября 1921 года директивой Ленина строительство было прекращено. Полтора года Алгембы стоили жизни тридцати пяти тысячам людей.

Сядро Владимир: «Алгемба» и другие кровавые стройки века

Поделиться ссылкой:

6 комментариев

  1. Чушь собачья: миллиард золотом и … на счетах заграничных… им оно на х…я? В случае поражения им пуля в затылок (Ленину и др) . Они это узнали по расправе в Выборге. Хотя сами выпускали всех под честное слово.

    1. Я поддерживаю анонима. Чушь собачья и антисоветская. действительно автор пытается все подровняит под путинистов, мол они воруют и все воры.Теперь насчет Троцкого вилл. Он был масоном и вхож в любой банк своего тестя еврея миллирадера Животковского.Так что денег у него было немеряно. Он даже давал часть на революцию.

  2. Начав читать, я чуть было не возмутился, т.к. в 1972 году закончив военное училище, ьыл направлен в Казахстан. «А вещи отправьте до станции Александров Гай» -только когда прибыв на место, я понял значимость этих слов: дорога ж,д. и ЗАКАНЧИВАЛАСЬ в Александровом Гае.
    И это было в 1972 году…

  3. Исторические события нельзя оценивать данными сегодняшнего дня …
    Российское правительство сегодня имеет все возможности , а именно сырье , транспорт , науку , специалистов , а Россия экономически стоит на месте уже 29 лет … Одни обещания и лозунги …
    Мечтают об инвестициях , а в государстве более 30 триллионов рублей . Более 55 миллиардов долларов вывозится за пределы страны в офшоры … Все правительство , руководителей национальных компаний , всех руководителей силовых структур , судей , прокуроров , глав администраций и т д назначает лично Путин … Так кто за все ответственный ?

Оставьте ответ