5614072_900

Почему в мае 1935 года потерпел крушение самолет-гигант «Максим Горький»

В честь 40-летия литературной деятельности Максима Горького в 1932 году известный журналист Михаил Кольцов предложил создать принципиально новый самолет и назвать его именем писателя.

Ответственный проект в июле 1933 года был поручен конструктору А. Н. Туполеву. И уже в апреле 1934 года, первый самолет-гигант АНТ-24 выкатили из цеха.

Первый в Советском Союзе гигант мог принять на борт 11 человек экипажа и 72 пассажира. В свой первый полет самолет отправился 17 июля 1934 года. А в мае 1935 года пассажиром советского гиганта стал сам Сент-Экзюпири, который оценил самолет и профессионализм экипажа.

18 мая 1935 года «Максим Горький» отправился в свой первый показательный полет. На борту самолета находились 36 сотрудников ЦАГИ со своими семьями, а также пилоты Иван Михеев и Николай Журков. Сопровождал самолет И-5 под управлением Николая Благина.

Когда «Максим Горький» поднялся на высоту 700 метров, сопровождающий его И-5, пилотируемый Николаем Благиным, стал совершать фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от АНТ-25. Во время выполнения мертвой петли вокруг «Максима Горького» И-5 задел крыло АНТ-25, после чего рухнул на него. Также И-5 повредил хвостовую часть самолета-гиганта, вследствие чего тот стал разрушаться прямо в воздухе. Через некоторое время останки самолета рухнули на подмосковный дачный поселок Сокол.

В катастрофе погибли 11 членов экипажа, 37 пассажиров, из них 6 детей, и, конечно, сам Николай Благин. В трагедии виновником объявили Благина. Всем семьям погибших выплатили по 10 тыс. рублей. Для писателя Максима Горького гибель самолета, названного в его честь, стала ударом, который повлиял на его и без того тяжелое состояние.

Только шумиха вокруг катастрофы утихла, как осенью 1935 года поляки в своей газете «Меч» опубликовали… якобы, предсмертное письмо Благина. Николай Благин писал, что собирался уничтожить самолет » Максим Горький». Но встает вопрос, зачем ему это понадобилось?

В Советском Союзе это письмо увидело свет лишь в 1992 году. Научный сотрудник Л. Кудрявцева опубликовала документ в широкой общественности. В частности она пояснила, что в тот день на борт «Максима Горького» должны были подняться Иосиф Сталин и его ближайшее окружение. Казалось бы теперь есть логическое объяснение письму Николая Благина.

Ответ на вопрос нашелся лишь в 2010 году, когда была рассекречена докладная Ягоды Сталину. В ней говорилось, что Благина вынудили выполнять опасные трюки. Благина поставили перед фактом в последний момент перед вылетом и все ради нескольких кадров для сотрудников кинофабрики военно-научных фильмов.

Виновных тогда наказали, но новую версию гибели самолета так и оставили в тени. А взамен за честное имя Николая Благина, власти оказали помощь его семье…

Поделиться ссылкой:

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.