DVl1lmMWsAAzqgr

Почему первый советский реактивный самолет Ту-104 уходил в штопор?

В 1958 году на всемирной выставке «ЭКСПО-58» советский лайнер получил первый приз. Но никто из посетителей выставки, стремящихся посмотреть на «русское чудо» не догадывались, что машина далеко идеальна.

15-го августа 1958 года самолет Ту-104 с бортовым номером 5442 направляется по маршруту Хабаровск-Иркутск. В салоне слышится мирный звук турбин, некоторые из пассажиров пытаются вздремнуть. Неожиданно самолет как-будто что-то сильно ударяет вниз, и он в течение нескольких секунд поднимается на высоту 12 тысяч метров. Внизу на земле ничего ничего не известно. Сообщений от пилотов не поступало…

Место крушения являло собой страшную картину. Погибшие были разбросаны в радиусе 2-х километров. Причина катастрофы так и осталась невыясненной. В итоге была принята версия — экипаж не справился с управлением.

Пока специалисты спорят, Ту-104 все так же подбрасывает. Это стали называть «подхват». Картина «подхвата» такова: машина по какой-то причине взмывает вверх, после этого закручивается в штопор и резко падает вниз. Для выяснения причин, принимается решение снова начать тестирование Ту-104, при этом продолжая его эксплуатацию.

Гарольд Кузнецов, принимая участие в полетах, доказал, что причина в недостаточном руле высоты, которого недостаточно, чтобы выйти машине из рокового режима. Его доводы в общей суете не берут во внимание. Ведь на карте сейчас престиж страны.

В условиях текущей гонки между странами, государству, запустившему первый в мире реактивный пассажирский самолет не пристало признаваться в собственной неудаче.
«Первый в мире» будет написано во всех энциклопедиях Советского Союза. Но это не являлось правдой. В действительности первым был не Советский Союз.

Aliexpress WW

В 1949 году с аэропорта Хэтфилд взлетел первый английский реактивный лайнер. Он получил название «Комета». С 1952 года лайнер начинает совершать полеты в Африку. Но последующие крушения вынуждают Великобританию прервать рейсы. Специалисты озадачены происходящими авариями. Через несколько часов после взлета машины попросту взрываются как бомбы. Установить причины невозможно, так как все крушения случаются над морем.

У СССР появляется возможность оказаться впереди Запада. Конструктор Туполев выдвигает предложение о работе над созданием пассажирского реактивного самолета. Сталин не одобряет проект. Но Туполев настроен решительно. И в 1953 году после смерти Сталина получает разрешение ЦК.

Машина создается на основе бомбардировщика Ту-16, что позволяет снизить затраты на нее и сократить время сборки.
Перед первым официальным визитом в Великобританию Булганина и Хрущева в 1956 году, генсек приказывает совершить полет делегации Советского Союза на Ту-104. С большим трудом получается убедить Хрущева отказаться от полета на самолете, не полностью прошедшим испытания. Но он все же дал распоряжение, чтобы все три самолета присутствовали на аэродроме в Лондоне. Реактивные лайнеры, несомненно произвели неизгладимое впечатление на англичан и вернулись в родную страну победителями.

Через два года лайнер был представлен в Брюсселе. Вернувшись на Родину, представлявший её Кузнецов, сразу был арестован КГБ. Причина ареста довольно абсурдна. Перед полетом в Бельгию лайнер демонстрировали руководству страны. При развороте самолета у члена ЦК Шипилова ветром сдуло головной убор.
Кузнецова лишают должности на полгода. В октябре 58-го ему возвращают право быть командиром экипажа.

Тем временем, испытания самолета продолжаются. Но причину, приводящую к катастрофам так и не получается обнаружить. Гарольд Кузнецов, имеющий к концу 58-го года более тысячи часов полетов на Ту-104, старается доказать, что причины нужно искать в управлении машины.

Почему первый советский реактивный самолет Ту-104 уходил в штопор?
Гарольд Кузнецов

Ту-104, несмотря на некоторые опасения пассажиров, тем не менее пользуется популярностью как среди пассажиров, так и пилотов, мечтающих управлять подобным самолетом. Ту-104, выражаясь современным языком, становится брендом страны.
Сервис, салон вызывали желание у советских граждан летать только на Ту-104. Кстати говоря, дизайн салона создавала супруга Туполева.

В 1956 года во время антикоммунистического восстания в Будапеште Ту-104, выполняя секретную миссию, участвует в спасении венгерских коммунистов.
Всю свою 20-летнею летную жизнь лайнер использовался на 100 процентов. В 60-х он производил разведку местности США. В 75-м на нем испытывали авиационные ракеты. Им было установлено 26 мировых рекордов скорости и высоты. Более 100 миллионов пассажиров совершили на нем перелет. Не всем известно, но на его борту проходили тренировки космонавтов в условиях невесомости. А еще 1965-м в его салоне испытывали первый луноход.

В октябре 58-го завершается еще одни испытания самолета. В устройство внесены некоторые изменения, но причина «подхвата» до конца не устранена. Причину пояснит Гарольд Кузнецов.
Приехав во «Внуково» 15 октября Кузнецов для уточнения своего расписания полетов, встречает Аллу Маклакову и предлагает ей стать его женой. Она обещает обдумать его предложение и ответить после рейса в Пекин. По расписанию Кузнецов не летел в Пекин. Он поменялся рейсами со своим другом Анатолием Горбачевым. Возможно причиной было его желание поскорее объясниться с Аллой. А возможно это было предчувствие своего предназначения.

Почему первый советский реактивный самолет Ту-104 уходил в штопор?
Алла Маклакова

17-го октября 1958 года самолет Ту-104, совершающий рейс Пекин-Москва уже пролетел большую часть пути. Но в связи с сильной туманностью в Москве земля запрещает посадку и направляет лайнер в Свердловск. Около 9-ти вечера самолет пролетает Омск. На высоте 10 тысяч метров самолет внезапно подбрасывает вверх. Машина молниеносно поднимается ввысь, разворачивается на спину и стремительно пикирует. Практически сразу отказывают приборы. Невозможно понять, где находится небо, а где земля. В салоне самолета — невесомость.

Кузнецов старается вывести машину из пике, но безрезультатно — самолет продолжает падать. Спустя 30 секунд с момента падения лайнер входит в штопор. Командир экипажа ни на мгновение не выпускает штурвал из рук. После начала падения прошло чуть больше минуты. Наконец становятся видны огни внизу. Появляется хоть какая-то ориентация. Самолет перестает вращаться. Начинает казаться, что машина снова поддается управлению. Но аппарат опять уходит в крен. Самолет резко падает.
Крушение длилось две минуты. В 21 час 30 минут с борта 42362 с земли были услышаны слова, оказавшиеся последними: “Конец. Прощайте. Передайте родным…»

В те короткие мгновения, пока длилось падение, Гарольд Кузнецов, как профессионал сообщал все происходящее с машиной. Сведения, которые он передал, не имели цены. Именно они помогли устранить причину, несущую угрозу жизням других людей.
Экипаж лайнера с бортовым номером 42362 покоится в Москве. Гарольд и Алла лежат почти рядом. Она ему так и не сообщила, что после этого рейса собиралась стать женой другого человека.

Англичане разбирались с причиной катастроф “Кометы» четыре года. Благодаря Гарольду Кузнецову проблема “подхвата» была решена за два года, установив стабилизатор под другим углом и дополнительные приборы. Заплатив своей жизнью, Кузнецов помог первому реактивному лайнеру прожить счастливую жизнь.

В 1976-м в 20-ю годовщину начала пассажирской реактивной эпохи Ту-104 установили на пьедестале во Внуково.

Поделиться ссылкой:

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.