2019-07-19_12-59-41

Что такое охота на ведьм?

Охотники на ведьм в ранней современной Европе и Америке видели тысячи замученных и приговоренных к смертной казни, но что такое охота на ведьм и почему произошла эта пресловутая практика?

Представьте себе на несколько минут, что вы крестьянка в Европе 17-го века: вдова, которая живет в маленькой обители, которую ваш муж оставил в своем завещании. Вы ухаживаете за небольшим участком земли, на котором вы выращиваете много корнеплодов, а также несколько трав, которые имеют традиционные лечебные свойства. Вы — богобоязненная женщина, которая посещает церковь настолько регулярно, насколько позволяют ваши старые кости, и вы верите в дьявола, даже если вы не уделяете много внимания рассказам о ведьмах, которые по ночам посещают сатану в лесу, размазывая их спиной с «мазью дьявола» и наложением гадов на скот.
Недавно вы видели, как людей из вашей общины уводят люди епископа в здание суда, обвиняемых в язычестве, если верить сплетне. Вы не думаете, что вам есть чего то бояться. То есть, пока вооруженные люди, одетые в цвета епископа, не появятся в вашем доме однажды утром, чтобы забрать вас. Вы соглашаетесь без слов словесного сопротивления; это все ошибка, конечно. Как вы думаете, это скоро прояснится, когда вы пройдете через главную магистраль деревни, мимо домов друзей и соседей, которые с подозрением смотрят на вас из своих домов. Сначала вы чувствуете смущение, но потом вспоминаете, что жена мельника, которая была также похищена, была признана виновной в колдовстве. Вот когда ты начинаешь бояться.

В зале суда находятся три судьи с секретарем, который ведет слушания. Ваше имя добавляется в протокол до того, как суд предъявит обвинения против вас: ваша соседка, которую вы знали много лет, сообщила о вас церковным властям за то, что вы сделали ее коровье молоко кислым. Она и ее муж-фермер обвинили вас в том, что вы привнесли несвоевременную влажную погоду, которая привела к тому, что их урожай потерпел неудачу, и вызвали плотские желания у двух их дочерей с любовными зельями из ваших трав. Вам говорят, что вам не нужен адвокат или любое другое представительство в этом суде, поскольку колдовство считается исключительным преступлением, в котором Бог будет защищать невинных.

Конечно, вы отрицаете, что являетесь ведьмой и совершаете все преступления. Это абсурдно, говорите вы, вы никогда не встречались с соседями, которые могут быть достаточно подлыми, чтобы обвинить вас в колдовстве, чтобы избавиться от вас. Ваше отрицание отмечено, но суд считает колдовство чрезвычайно серьезным преступлением, поэтому предлагает вам помилование в обмен на полное признание. Вы твердо стоите и отрицаете обвинения, поэтому вас отправляют в камеру для дальнейшего допроса. Здесь назначенный судья раздевает вас и ищет магические чары, скрытые на вашем теле. Ваш большой палец помещается в устройство, похожее на тиски, и на него надавливается, потом вас снова спрашивают, признаетесь ли вы в том, что вы ведьма. Вы переживаете этот первый день допроса, не прогибаясь под мучительной болью, а только падаете без сознания. Когда рычаг поворачивается, и ваши конечности растягиваются, ваши глаза закатились в агонии — верный признак того, что вы ищете помощи сатаны. Признание, в конечном счете, наступает, и на следующий день вы отправляетесь на телеге вместе с пятью другими ведьмами в костер, где вы сгораете дотла.

Охота на ведьм началась не в период Реформации, но именно здесь история помнит это лучше всего: между тектонической борьбой могущественных католических и протестантских церквей, стремящихся очистить свою паству от ереси и доказать непреклонное благочестие по вере соперника, любой низкорожденный дворянин может быть следующим в очереди, чтобы быть раздавленным. Только те из самых высших эшелонов общества были действительно в безопасности. Так как же произошло такое, казалось бы, безумное положение вещей?
Многое из того, что не могло быть объяснено наукой в ранней истории человечества, было объяснено «магией», средством для древних обществ понять, если не влиять, или контролировать мир вокруг них. Древние египтяне практиковали магию наряду с более традиционной медициной для укрепления здоровья, защиты от злых духов и общения со своими богами. Древние греки использовали магические палочки и символы во всех аспектах медицины и религии, в то время как месопотамцы (то, что в настоящее время является большой частью Ближнего Востока) записывали магические заклинания на глиняных табличках. В то время магия в целом отличалась от религии во многих цивилизациях, за исключением Рима, где с 438 г. до н.э. практикующая магия, была признана преступлением, наказуемым смертью. Языческое римское право рассматривало колдовство как источник многих бед цивилизации, особенно эпидемии и плохие урожаи. В течение нескольких веков были казнены тысячи.

В течение веков, начиная с древности до бума охоты на ведьм, те, кто находился у власти, считали, что колдовство является глупым суеверием, а зачастую и опасной угрозой для общества. Христианский король Италии 8-го века Карл Великий издевался над верой в колдовство и фактически приказал смертной казни для тех, кто преследовал сжигание ведьм. Точно так же датский суд 11-го века при короле Гарольде считал веру в колдовство более опасным, чем само колдовство, и сурово наказывал охотников на ведьм.

В средние века колдовство в основном терпели или просто издевались и нечасто наказывали, часто с меньшим сроком тюремного заключения или штрафом, в зависимости от того, в чем обвиняли ведьму. Это изменилось в 12-м веке, когда была сформирована римско-католическая инквизиция, первоначально для решения светских верований, которые откололись от церкви и угрожали власти в Риме. В начале 14-го века Инквизиция расширила свои полномочия и время от времени имела дело с пользователями магии, где секта приняла колдовство как часть своей доктрины, такими как катары Франции, которых Рим осудил как церковь сатаны.

К концу средневековья стало все более опасным открыто практиковать что-либо, кроме католической веры. Вскоре после папского законопроекта, изданного папой Иннокентием VIII в 1484 году, в котором прямо осудили верующих-дьяволов, убивших младенцев, два инквизитора были уполномочены расследовать колдовство в Германии. Это были Якоб Шпренгер и Генрих Крамер, которые быстро запечатлели новое изобретение, печатный станок и опубликовали то, что станет печально известным и влиятельным томом по борьбе с колдовством и ведьмами: Malleus Maleficarum — «Молот против ведьм». Этот трактат стремился укрепить существование колдовства, просвещать чиновников в их обнаружении и судебном преследовании, а также возлагать бремя его зла на женщин. Это было широко прочитано, но в течение нескольких лет католическая церковь дистанцировалась от этой книги, прежде всего потому, что она стала популярна среди светских конфессий, которые она стремилась уничтожить. Но с рассветом протестантской Реформации книга и ее род стали стержнем для бума охоты на ведьм, поскольку протестантская церковь одобрила эти тома именно потому, что они были объявлены вне закона Римом.

Поскольку создание протестантских церквей охватило всю Европу, охота на ведьм происходила всерьез, поощряемая многими королевскими домами, такими как Дания и Шотландия. Подстрекаемая религиозным преследованием, истерия среди людей прошла волнами, отмеченными всплеском казней. Ведьму можно было обвинить в том, что она является причиной болезни, смерти, стихийного бедствия (естественного или иного), в том, что она живет в отдаленном месте, считается странной или чужой, или просто находится в неправильном месте и времени. Мотивы обвинителя могут быть в равной степени произвольными: от подлинной веры в то, что колдунья навлекла на общество какое-то несчастье, до еще более зловещих мотивов, таких как средство общественного контроля со стороны властей или конфискация имущества обвиняемой. В бум охоты на ведьм в Шотландии, который продолжался до 18-го века, те, кто практиковал колдовство, превратились из суеверных безумцев в опасных поклонников дьявола: они продали свои души сатане и проводили антихристианские богослужения, называемые субботними ведьмами. Колдовство было запрещено в 1563 году, и в течение следующих 150 лет охотники на ведьм занимались тем, что кололи тело человека, обвиняемого в колдовстве: если оно не истекают кровью, это было жизнеспособным доказательством для суда, чтобы судить её.

Пытки были распространенным средством получения информации от тех, кто не был немедленно очищен судами. Хотя эра судебных процессов над ведьмами была отмечена общим пренебрежением к реальным уликам и иррациональной истерией, пытки не были абсолютно произвольной практикой, и был определенный метод, которому нужно следовать: в общем, пытки проявлялись в нескольких степенях возрастающей интенсивности и жестокость, наблюдаемая и записанная клерком. Идея заключалась в том, чтобы добиться признания и заставить обвиняемого повторить признание вне пытки: обвиняемый был признан виновным, и зачастую даже те, кто убежден в своей невиновности, признались бы в чем-либо после длительной агонии жестоких и необычных наказаний — это было редкий повод для пыток, ведущих к оправданию.
Англия ввела серьезные наказания для ведьм в соответствии с Законом о колдовстве 1542 года, в который были внесены поправки в 1562 и 1604 годах, чтобы отменить определенные законы, такие как «благо духовенства», которое пощадило любого, кто мог прочитать отрывок из Библии.

Одним из самых известных испытаний ведьм в Англии были ведьмы Пендл в 1612 году, когда десять человек, в основном женщины, были отправлены на виселицу. Король Джеймс I руководствовался протестантским богословием и особенно интересовался колдовством и его искоренением. Таким образом, те, кто отказался посещать Англиканскую церковь, чтобы принять участие в святом причастии, такие как набожные католики области Пендл-Хилл в Ланкашире, немедленно появились на радаре местного судьи мира, Роджера Новелла. Дальнейшие исследования Новелла показали, что некоторые из этих местных нонконформистов уже считали их ведьмами, обеспечение исцеления и зелья для сообщества — обычная торговля в 17 веке. После вызова трех членов семьи Устройства Новеллу сообщили, что семья Чаттокс, которая боролась за торговлю зельями и заклинаниями, убила четырех человек из этого района. Чаттоки были вызваны, и обвинения и встречные обвинения распространились по всему сообществу, в результате чего десять человек были повешены.

Подобные истории разыгрывались в остальной части Европы и североамериканских колониях. Немецкая наследница Мерга Бьен, тяжело беременная в то время, была осуждена за убийство своего мужа колдовством и за то, что ее нерожденный ребенок был отцом дьявола. Она была сожжена на костре. Анна Колдинг была одной из нескольких человек, которые понесли главный удар датского министра, стремясь переложить вину за недостаточное снабжение королевских кораблей во время путешествия по Северному морю. Ее обвинили в вызове шторма, признали виновной и сожгли на костре.

В 18 веке наступил более рациональный и научный век. Новаторские астрономы и ученые, такие как Галилей и Ньютон, заложили основу для эмпирического поколения, которое стремилось проверить природу мира с помощью наблюдений, а не суеверий. Теперь были смутные взгляды тех, кто все еще верил в колдовство и преследовал «ведьм», и это привело к гораздо менее карательной культуре. Во время правления Георга II Закон о колдовстве 1735 года прямо запрещал кому бы то ни было в Британии утверждать, что они или кто-либо еще обладают магическими способностями и являются ведьмами. Другие страны быстро последовали его примеру, наконец, сигнализируя о конце двух веков безумия. Хотя почти 70 000 человек, как полагают, были казнены во время жестокой охоты на ведьм в раннем современном веке.

Охота на ведьм не была полностью предана прошлому, и все еще происходит сегодня: в сельских районах Индии, Африки и Саудовской Аравии, где действует закон о борьбе с колдовством, людей по-прежнему казнят за колдовство. Но для большинства стран есть важные уроки, которые можно извлечь из истерии и отказа от обоснования, которое знаменует собой период охоты на ведьм.

Поделиться ссылкой:

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.